"Знай-ка!" программа речевого развития, 2-3 года

График занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
Продолжительность: 4 месяца (36 занятий)
Стоимость: 3 900 руб.

С помощью речи ребенок овладевает разными способами общения с окружающими. Речь является основой мышления. С помощью ее ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. При незрелости регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок легко отвлекается, не замечает своих ошибок.
С помощью «внутренней речи» ребенок формулирует и программирует собственные действия и поведение. Учится строить планы и реализовывать их.

Таким образом, от своевременного развития речи зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

«В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи». (С.А.Миронова). Поэтому современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком 2-3 лет, а не 4-5, как это было сорок лет тому назад, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений и при этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой недостаточности.

Среди причин речевой недостаточности наиболее частыми являются:
- родовая травма;
- асфиксия или гипоксия;
- инфекции или интоксикации матери во время беременности;
- токсикозы;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;
- недоношенные, маловесные и незрелые при рождении дети;
- неврологические расстройства;
- отставание психомоторного развития;
- инфекции в первые годы жизни ребенка;
- травмы мозга в первые годы жизни ребенка;
- отоларингологические заболевания (аденоиды, отиты и др.);
-соматическая ослабленность, подверженность детским и простудным заболеваниям;
-генетическая предрасположенность, в этом случае речевые трудности могут возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
 
 При этом важно отметить, что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью мозга.
 Своевременное выявление детей группы риска, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, и проведение соответствующих профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и интеллектуального (умственного) развития.
 
Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «ба» или «мама» относят к отцу и другим лицам.
 Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
В активной речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок воспроизводит один слог из слова, как правило, ударный. Надолго «застревает» на уровне полисемантических слов, например: «ки» - киска, мех, волосы. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов.
При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.
Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
 
Программа интенсивного речевого развития «Знай-ка» направлена на предупреждение и коррекцию нарушений речевого развития в раннем и дошкольном возрасте.
Цель: стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.
Задачи программы:

  1. Стимулирование развития речевых областей головного мозга.
  2. Стимулирование моторного развития (грубых моторных навыков и мелкой моторики).
  3. Развитие речевой мускулатуры, речевого дыхания.
  4. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти, фонематического слуха.
  5. Развитие понимания речи (цвет, форма, величина, количество и т.д.).
  6. Интенсивное стимулирование речевого подражания, расширение активного словаря.
  7.  Формирование грамматического строя речи.
  8.  Создание основы для регуляторных процессов.
 
Результат:
- гармоничное психомоторное и  психическое развитие ребенка;
- повышение уровня слухового внимания и понимания речи;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- повышение речевой активности;
- повышение коммуникативных навыков общения.
 
Упражнения и игры:
  1. Разминка. Массажные коврики и мячики. Пальчиковая гимнастика. Комплекс кинезиологии.
  2. Дыхательные упражнения и игры. Развивают речевое дыхание. Повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга.
  3. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и понимание речи.
  4. Глазодвигательные упражнения и игры. Активизируют кровообращение. Развивают зрительное восприятие, межполушарное взаимодействие. Улучшают концентрацию внимания.
  5. Игровой логопедический массаж и самомассаж.
  6. Игры и упражнения, активизирующие речевое подражание, расширяющие активный словарь, формирующие грамматический строй речи.
  7. Ползание. Двигательные программы. Растяжки. Стимулируют моторное развитие. Оптимизируют мышечный тонус. Настраивают межполушарное взаимодействие и работу лобных долей мозга, отвечающих за внутреннюю речь, произвольность и контроль.
  8. Развитие мелкой моторики в творчестве: рисование, лепка, аппликация.
  9. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
  10. Релаксация. Снижает нервное напряжение, утомление.
 
Сочетание нейропсихологического, логопедического и кинезиологического подходов делают данную программу абсолютно новой и эффективной для гармоничного речевого развития ребенка.
 
Продолжительность программы 4 месяца (36 занятий). 
Режим занятий - 2 раза в неделю, продолжительность 60 мин. 
Занятия проводятся совместно нейропсихологом и логопедом. 
 
Лексические темы (1 тема на неделю): 
  1. Семья 
  1. Игрушки 
  1. Транспорт 
  1. Части тела 
  1. Продукты питания 
  1. Туалетные принадлежности 
  1. Мебель 
  1. Домашние животные 
  1. Домашние птицы 
  1.  Дикие животные 
  1.  Дикие птицы 
  1.  Насекомые 
  1.  Цветы 
  1.  Фрукты 
  1.  Овощи 
  1.  Лето, игры с водой 
 
После каждого занятия ребенку и родителям даётся домашнее задание на закрепление материала. 

Программу ведут

Кузнецова Евгения Сергеевна
Подгорных Дарья Владимировна


В Мой Мир


  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить