График занятий: | 2 раза в неделю по 1 часу |
---|---|
Продолжительность: | 4 месяца (36 занятий) |
Стоимость: | 3 900 руб. |
С помощью речи ребенок овладевает разными способами общения с окружающими. Речь является основой мышления. С помощью ее ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. При незрелости регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок легко отвлекается, не замечает своих ошибок.
С помощью «внутренней речи» ребенок формулирует и программирует собственные действия и поведение. Учится строить планы и реализовывать их.
Таким образом, от своевременного развития речи зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
«В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи». (С.А.Миронова). Поэтому современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком 2-3 лет, а не 4-5, как это было сорок лет тому назад, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений и при этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой недостаточности.
Среди причин речевой недостаточности наиболее частыми являются:
- родовая травма;
- асфиксия или гипоксия;
- инфекции или интоксикации матери во время беременности;
- токсикозы;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;
- недоношенные, маловесные и незрелые при рождении дети;
- неврологические расстройства;
- отставание психомоторного развития;
- инфекции в первые годы жизни ребенка;
- травмы мозга в первые годы жизни ребенка;
- отоларингологические заболевания (аденоиды, отиты и др.);
-соматическая ослабленность, подверженность детским и простудным заболеваниям;
-генетическая предрасположенность, в этом случае речевые трудности могут возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
При этом важно отметить, что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью мозга.
Своевременное выявление детей группы риска, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, и проведение соответствующих профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и интеллектуального (умственного) развития.
Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «ба» или «мама» относят к отцу и другим лицам.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
В активной речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок воспроизводит один слог из слова, как правило, ударный. Надолго «застревает» на уровне полисемантических слов, например: «ки» - киска, мех, волосы. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов.
При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.
Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Программа интенсивного речевого развития «Знай-ка» направлена на предупреждение и коррекцию нарушений речевого развития в раннем и дошкольном возрасте.
Цель: стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.
Задачи программы: