Коммуникативный тренинг для школьников всех возрастов
График занятий:
2-6 месяцев (по результатам диагностики)
График занятий подбирается индивидуально
Продолжительность:
1,5 часа - с 1 по 3 класс
2 часа - с 4 по 11 класс
Стоимость:
Класс до 20 человек - 220 руб. с человека в час
Класс от 20 человек - 240 руб. с человека в час
О программе:
Родители часто обращаются к специалистам с похожими ситуациями: ребенок внимателен при выполнении домашних заданий, он с удовольствием ищет дополнительный материал к урокам и за домашние задания получает только высокие отметки. А вот в школе у него ничего не получается. Даже тот материал, который дома вчера был замечательно выучен, на уроке просто не вспоминается.
Конечно, может быть, самому ученику не хватает навыков усидчивости, самоконтроля, умения концентрировать внимание в любых условиях. Но есть еще и другая причина школьной неуспеваемости - отсутствие гармоничных отношений между ребятами.
Если у одноклассников нет дружбы и доверия, а есть только конфликты, оскорбления, унижения, отвержение, то все внутренние ресурсы ребят, обычно, тратятся только на выяснения отношений, ссоры и переживания. Вместо того чтобы успевать подготовиться к уроку и повторить материал, ребята занимаются доказыванием друг другу своей правоты, силы и значимости в классе. Быть успешным в учебе в такой сложной негативной эмоционально напряженной обстановке просто невозможно. В подобных случаях класс делится на несколько групп, ребята из которых иногда совсем не общаются друг с другом, не здороваются и не называют друг друга по имени. Кстати, если в классе не принято называть друг друга по именам (а только по фамилиям или прозвищам), это признак отсутствия дружеских отношений и поддержки в коллективе.
Причин подобных ситуаций может быть несколько. Но самая серьёзная из них: педагоги и родители вовремя не помогли ребятам сдружиться, не дали им возможности быть вместе вне школьных стен, пропустили моменты и причины начала конфликтов, не сразу обратили внимание на недостаток коммуникативных навыков кого-то из ребят. Возможно, выделяя конкретных учеников, на других обращалось слишком мало внимания, поэтому они решили привлекать внимание к себе самыми негативными способами. Также могут быть нерешенные семейные проблемы кого-то из ребят, которые мешают им адекватно общаться в среде одноклассников.
Замечательно, когда родители и педагоги заранее начинают задумываться о проведении внеклассных мероприятий, на которых ребята смогут узнать друг о друге больше новой информации, пообщаться с каждым одноклассником, как можно больше пригласить к себе ребят в гости из класса, подчеркнуть значимость КАЖДОГО ученика. Ведь нет таких детей, которые не проявили бы себя в какой-то области своего развития. У некоторых могут быть успехи в спорте, а кто-то рисует потрясающие картины, другие - вышивают крестиком, третьи - чудесно танцуют, а четвертые имеют дома телескоп и знают наизусть все планеты. Нужно только предоставить ребятам возможность рассказать о себе. Возможно, тогда каждый найдет себе друга по интересам.
В современные первые классы приходит много малышей, которые не ходили в детский сад, а сидели дома с нянями и мамами. При очень высоком уровне развития интеллекта у них, как правило, бывают недостаточно развиты навыки общения со сверстниками. Они умеют замечательно общаться со взрослыми, а вот с ровесниками совершенно не знают о чем говорить, начинают хвастаться или стесняться.
Также социально разноплановое общество, телевидение и бесконтрольное использование Интернета оказывают негативное влияние на формирование гармоничной детской личности. Дети растут не владеющими своими эмоциями, с абсолютно «размытыми» границами поведения (то, что одному ребенку не позволяется в семье, другому разрешается), не умеющими и не желающими адекватно общаться.
Специалисты центра «Белый Слон» предлагают пролонгированную психологическую программу для классов «Мы-вместе!», которая уже в названии несет очень важную идею дружбы, взаимодействия и поддержки. Естественно, дети, пришедшие в один детский коллектив, разные. Они все имеют свои характеры, темпераменты, особенности развития и воспитания, в различной степени удовлетворенные потребности, различные семейные нравственные и этические ценности. Но если им предстоит БЫТЬ ВМЕСТЕ одиннадцать лет, вместе учиться и сидеть за партами, вместе кушать в столовой и готовить поздравления учителям, вместе проигрывать и вместе побеждать, вместе мыть кабинет и вместе праздновать какие-то события, их нужно учить - быть вместе. Знакомить с существующими нормами и правилами совместного проведения времени, учить их играть и общаться, договариваться и обсуждать, а не конфликтовать.
Программа «Мы-вместе!» позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения одноклассников, управлением собственными эмоциями, корректным их выражением и пониманием их у других ребят, самопознанием и самопринятием. Эти аспекты чрезвычайно важны в возрасте от 8 до 13-14 лет. Общение является ведущей деятельностью школьников, особенно, подростков. Навыки конструктивного общения у ребят из одного класса не всегда развиты настолько, чтобы в классе не было взаимных обид, конфликтов и жалоб. Именно поэтому очень важно давать ребятам общаться не только на переменках, но и в неформальной обстановке. Занятия программы «Мы - вместе!» состоят из различных психологических игр и упражнений, основная цель которых - дать участникам возможность получить необходимый опыт конструктивного общения, осознать его и начать применять уже в режиме школьной жизни. В это общение обязательно включаются все одноклассники, и даже если кто-то с кем-то не общался, упражнения построены таким образом, что весь класс будет постоянно взаимодействовать в мини-группах, меняя партнеров. Активная позиция, вовлеченность в процесс поможет ребятам обрести партнерские, дружеские и доверительные отношения. Признание ценности личности каждого ученика позволит избавиться от проблемы не принимаемых и отвергаемых детей.
Цель программы «Мы-вместе!»: создание условий для улучшения взаимоотношений в классе, формирование гармоничных доверительных и дружеских отношений между ребятами.
Задачи программы:
Научить ребят избегать оценочных суждений, заменить их описанием собственных эмоциональных состояний.
Научить участников программы принимать и в конструктивной форме давать одноклассникам обратную связь, делиться собственными переживаниями и опасениями.
Сформировать навык отстаивания собственной позиции, при этом, не осуждая (или высмеивая) позицию другого.
Повысить уровень сплоченности класса.
Познакомиться с существующими способами решения конфликтных ситуаций, выбрать наиболее приемлемые для данного класса.
Сформировать навык самоконтроля и самодисциплины через участие в коммуникативных упражнениях.
Развить взаимное доверие ребят друг к другу.
Данная программа подходит для ребят любого возраста (от 1 до 8 класса). Упражнения, игры, творческие задания подбираются специалистами с учетом возрастных особенностей и коммуникативных возможностей детей каждого конкретного класса. Если в классе есть проявления агрессии или другие негативные проявления (вспыльчивость, подозрительность, раздражительность, отвержение и т.д.), психологическая работа будет направлена сначала на снижение уровня проявления негативных реакций, а затем на решение дальнейших задач по сплочению коллектива.
Каждое занятие включает в себя несколько видов различных игр и упражнений, которые меняются в зависимости от тематики занятия.
Структура занятия:
Подвижные разминочные игры. Активизируют эмоциональные состояния ребят, формируют взаимное доверие и умение координировать совместные действия.
Коммуникативные упражнения. Позволяют демонстрировать возможные стратегии поведения, дают возможность получения знаний о самих себе, развивают волевые качества (внимание, память), дают возможность взаимодействовать с разными партнерами (работа в парах, микро-группах и т.д.), развивают умения конструктивно выражать чувства и эмоции, обучают поведению в конфликтных ситуациях.
Ролевые игры. Расширяют гибкость поведения, обучают моделям эффективного поведения в конкретных школьных ситуациях, создают условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
Проективные диагностические упражнения. Дают возможность оценить эмоциональное состояние участников, их коммуникативные навыки, уровень конфликтности каждого ребенка.
Командные игры. Учат ребят взаимодействовать на достижение общей цели, адекватно переживать поражения и радоваться победе, договариваться и советоваться друг с другом.
Арт-терапевтические упражнения. Развивают эмпатию и навыки невербального общения, снижают уровень агрессии, тревожности, расслабляют и успокаивают ребят.
Телесно-ориентированные упражнения. Повышают уровень сплоченности и доверия в коллективе.
Режим и продолжительность занятий обсуждается отдельно и зависит от серьёзности коммуникативных проблем в отношениях ребят, уровня готовности ребят к выполнению соответствующих упражнений и особенностей класса, с которым ведется работа.
Программа «Мы-вместе!» предполагает проведение занятий от 2 до 6 месяцев. Более конкретная и подробная информация может появиться только после проведенной диагностической программы.