«Подросток ушел из дома. Как быть родителю?»
Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Это возраст противоречий: с одной стороны — стремление быть вместе со сверстниками, следовать за ними, с другой — стремление выделиться среди них, завоевать право на автономию; с одной стороны — высокая энергичность, с другой — быстрая утомляемость; с одной стороны — внешняя бравада, с другой — тревожность и ранимость. Это возраст бурного роста, когда происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение.
Одним из способов обрести взрослость и самостоятельность является уход из дома. Изучение явления ухода детей из дома, составляющего острую проблему воспитания несовершеннолетних, постоянно находится в поле зрения детской и подростковой психологии.
Каковы же причины ухода?
Уход из дома свойственен детям, воспитанным в обстановке недостатка внимания, любви и является реакцией на неблагополучную обстановку воспитания. Наиболее часто стремление убежать из дома появляется в возрасте 10-13 лет. В этот период личностного развития, когда семья и ее психологический климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим. Стыд за недостойных родителей, которых критикуют педагоги и общественность, может стать источником сильнейших переживаний и глубоких разочарований.
Побеги из внешне благополучных семей, репутация которых вне критики, чаще связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.
Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один - два дня. Как правило, в дальнейшем такие уходы не повторяются (в отличие от первых двух вариантов, где затяжной конфликт редко ограничивается даже 4-5 побегами).
Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Проводя в совместных играх свой досуг, дети осваивают уголки территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки, землянки, коллекторы теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняется.
Девочки убегают из дома значительно реже. Среди убегающих девочек явно преобладают представительницы семей, где обстановка безнадзорности сочетается с демонстрацией нравственно неблаговидных примеров. Убежав из дома, девочки держатся либо небольшими группами, либо стараются попасть под защиту подростковой группы.
Наиболее нежелателен с воспитательной точки зрения побег из дома девушек подросткового возраста. Он часто связан с тенденцией, уклоняться от обучения и общения в коллективе и стремлением попасть в среду, где приветствуются аморальные связи, которые деформируют ценностные убеждения.
Отрицательные последствия побега из дома не могут не сказаться на формировании личности, как в период бродяжничества, так и в дальнейшем, ибо даже кратковременное выпадение девушки из воспитательной среды не проходит бесследно.
Более серьезным осложнением является накопление навыков плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают красть, попрошайничать, лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека. Но все же, чтобы ребенок перенес нормативы улицы в сферу повседневного общения со взрослыми, нужен значительный «стаж» безнадзорности.
Суть профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не в авторитарном давлении.
Если причина побега из дома — трудности в школьной адаптации, от родителей требуется умение тактично встать на сторону ребенка, не подрывая авторитета школы, поддержать в нем уверенность в том, что он в состоянии преодолеть проблемы сегодняшнего дня, пробудить в нем стремление к учебе.
Таким образом, необходимо помнить, что сферой конфликта является не мышление (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущее из них — разочарование в возможности окружающих оказывать ребенку поддержку в трудной для него ситуации. Для восстановления духовной связи со взрослыми необходима помощь специалистов-психологов, их знания и опыт.
Педагог-психолог центра «Белый слон» — Долбина Елена
«Как победить плохое настроение?»
А у Вас бывает такое, когда ничего не хочется делать, никого не хочется видеть, все достали, все раздражает, или не знаешь как «убить» время? Уходишь, отворачиваешься, а вслед летит вопрос: «Ты что, съел что-то?».
Да, может и съел, но что именно? Оказывается можно «съесть» не нужную информацию, «зажевать» обиду, «проглотить» неприятную ситуацию.
А как быть дальше? Что с этим делать?
Вот что по этому поводу думают ребята из Центра «Белый Слон».
-
Маша, 12 лет: «Главное — позаботиться о себе, накопить силы. Например можно поспать, во сне расслабляешься, а проснувшись по - другому ощущаешь свое настроение. Меня мягкие игрушки хорошо успокаивают. Можно хорошенько выплакаться. Это помогает».
-
Андрей, 10 лет: «Предлагаю съесть что-нибудь сладенькое. Сладкое вырабатывает гормон радости. Можно записаться в кружок. Или сыграть с друзьями в общую игру, а можно посоветоваться, например с психологом».
-
Юля, 12 лет: «Улыбнитесь другому, хотя в плохом настроении это не всегда получается. Я беру книжку с поделками и набираюсь идей, а потом сама что-нибудь придумываю. А еще можно кому-нибудь помочь и тебе станет легче».
-
Влад, 12 лет: «Когда мне плохо я встречаюсь с друзьями, гуляю, общаюсь. Я понял — главное не оставаться одному!».
-
Лёша, 12 лет: «А я занимаюсь спортом, туризмом. У меня все время занято и поэтому редко бывает плохое настроение».
-
Наташа, 11 лет: «Я прошу родителей сделать мне массаж. У меня сразу настроение улучшается».
-
Оля, 12 лет: «Настроение я создаю себе сама. Я стараюсь узнать много интересных игр и предлагаю их друзьям».
Все эти ребята хотят быть сильными и непотопляемыми, и в то же время цивилизованными и тонко-чувствующими. Каждый день дома, в школе, во дворе они учатся этому, набирают опыт, набивают «шишки». Главное в этом деле не отчаиваться, научиться преобразовывать любую проблему в задачу. А задачу всегда можно решить.
Пробуйте, ищите способы улучшения своего настроения.
Настроение (открываем секрет только вам) как микроб — заразно.
Сколько раз убеждаюсь, что настроением легко заразиться. Оно передается как вирус от одного человека к другому. Да и вы, наверняка, замечали, невероятны, порой волшебные превращения вашего настроения. Рядом с хмурым, или того хуже, злым человеком, чувствуешь как твое настроение, еще недавно хорошее, куда-то улетучилось, и ты сам становишься раздражительным. И наоборот. Кто-то в компании рассмеялся, весело и задорно и вы уже не можете сдержать свой смех. Как смешинка в рот попала. И вот уже вся компания смеется. Вирус! Точно, вирус! Надо бы внимательнее с настроением (этим вирусом)!
Хорошее настроение — все как по маслу идет!
Плохое — ничего не катит.
Да и слово то интересное — настроение!
Человек, получается, как музыкальный инструмент. Настроен — красивое, спокойное или озорное звучание. А если «Расстроен», то и музыки нет, один скрип, дребезжание, стоны…
-
Как и где найти камертон своего настроения?
-
Самому? Путем проб и ошибок, методом «тыка»?
-
Обратиться к настройщику? Который подберет камертон под ваш инструмент.
-
Это ваш выбор!
-
Смеяться или плакать? Радоваться или грустить? Ругаться или шутить?
-
Настроение — вирус. И этого не избежать.
-
Какого микроба выбираешь? Вредного или полезного?
-
Нет таблетки от плохого настроения. Предлагаем лечиться смехом!
-
Радостные люди реже болеют, легче достигают поставленной цели, с ними хочется чаще общаться!
Психолог центра «Белый слон» — Федоренко Наталья
«Практические советы психолога по проблеме детской лжи»
Большинство детей иногда прибегают к обману в игре. И как бы родители этот факт ни объясняли, эта черта ребенка начинает беспокоить их с течением времени все больше и больше. Родители рассматривают ее как непорядочность и ложь и не поощряют этой наклонности. К тому же родители осознают, что их дети должны научиться играть честно, чтобы ладить с другими.
Что нужно принять во внимание?
Иногда дети обманывают просто ради того, чтобы досадить своему сопернику. Это может быть также способом поиздеваться. Например, ребенок может откровенно обманывать, а затем наблюдать, как его товарищ злится и обижается. Если дети лгут, чтобы поиздеваться над кем-то, то обратите внимание именно на это.
Как показывает практика, с возрастом ребенок начинает все реже и реже прибегать к обману в играх. Чем более явно у ребенка старше десяти лет выражена склонность к обману, тем больше областей его интересов нужно попытаться исследовать. Возможно, подростка что-то огорчает?
Как нужно говорить?:
-
В первую очередь сообщте ребенку о своих наблюдениях, а затем напомните ему, что можно делать, а чего нельзя. «Я только что видел, как ты подтасовывал карты. Это называется обманом. Давай договоримся больше так не делать».
-
«Я видела, как ты снова обманул. Мне не нравится играть, когда ты обманываешь. Сейчас я прекращаю игру, и мы попробуем продолжить ее позднее».
-
Нужно периодически поощрять или хвалить ребенка за то, что он не обманывает. «Мы играли в эту игру целых пятнадцать минут, и ты все время придерживался правил. Отлично. Мне куда интереснее играть по правилам».
-
«Ты только что подсчитал свои очки, и ты играл по правилам. Уверена, приятно осознавать, что ты чего-то достиг».
-
Учите ребенка сопереживать (ставить себя на место других) и поощряйте его за это. «Надо полагать, твоим друзьям было очень неприятно, когда ты все время их обманывал в игре».
-
«Иногда ты нарушаешь правила только ради того, чтобы порадоваться своей победе. Это неправильно».
Как не нужно говорить?:
-
«Ты — обманщик. Никто не любит обманщиков». Ярлыки здесь не нужны: в них слишком много критики, и они вряд ли вам помогут достичь цели. К тому же ваш ребенок не все время обманывает, следовательно, этот ярлык не соответствует действительности. Критикуйте не характер ребенка, а его поведение.
-
«Мы сыграли в игру, и ты не обманул!» Нет ничего страшного в том, что вы похвалите ребенка за его честность, к тому же у вас благие намерения. Но лучше по возможности хвалить ребенка не за факт, что он чего-то не сделал (не обманул), а за то, что он сделал что-то положительное (был честен, играл по правилам). Учить ребенка не делать чего-то — это не то же самое, что учить его приемлемой альтернативе.
-
Когда вы говорите ребенку, что он обманул, то не исключено, что он это отвергнет. Не говорите: «Ты лжешь! Не лги мне!» Как бы ни тревожила вас нечестность ребенка, всегда придерживайтесь фактов (более подробные советы см. в главе о лжи). Лучше сказать: «Я видела, как ты подвинул на доске мою фишку. Может быть, ты не считаешь это обманом, но я не хочу играть с тобой, когда ты так поступаешь». Во время игры учите ребенка, что нужно говорить самому себе, когда радуешься или огорчаешься по поводу своего счета. Иными словами, учите его быть терпимым и контролировать себя. «Я проигрываю эту игру, а я хочу выиграть. Я знаю, что мог бы попытаться обмануть, но я не хочу так выигрывать. Если я проиграю, то в следующий раз постараюсь выиграть».
Взрослые позволяют себе лгать около тринадцати раз в неделю (если, конечно, они не солгали в социологическом опросе). Многие взрослые лгут, чтобы лучше взаимодействовать с людьми (например, когда говорят, что ваша стрижка восхитительна, хотя на самом деле находят ее ужасной).
Хотя у ребенка, который лжет, родители могут быть честными людьми, дети, у которых сами родители лгут или нарушают правила, скорее всего, станут делать то же самое. Часто дети врут, чтобы избежать беспокойств или чтобы привлечь внимание.
Как нужно говорить:
-
Если ребенок лжет по поводу незначительных вещей («М.И., я ничего не разливала на столе»), то не спорьте по поводу этого: «Ладно, однако, это случилось, и со стола нужно вытереть. Пожалуйста, возьми тряпку и протри стол».
-
Не спорьте, когда совершенно очевидно, что ребенок лжет: «Если хочешь, то можешь говорить, что этого не делал, но я видела, как ты бросал яблочную кожуру за диван. Подбери ее и выброси в мусорное ведро».
-
Всегда поправляйте ребенка, когда он лжет. «Нет. Это неправда. Правда, то, что ...»
-
Можно репетировать с ребенком, как надо говорить правду: «Маша, пожалуйста, скажи: «М.Н., это я нечаянно порвала книгу».
-
Если ребенок начинает лгать слишком часто и по более серьезным поводам, то вы должны особенно сосредоточиться на этой проблеме: «Ты становишься старше, и мне нужно, чтобы я мог тебе доверять. Если я решу, что ты мне лжешь, то я не смогу позволить тебе делать то, что требует доверия, например, уходить домой, гулять вечером или иметь при себе деньги».
-
Постарайтесь понять, не лгут ли дети, чтобы избежать неодобрения, чтобы казаться лучше других или чтобы легче пережить свои разочарования, иными словами, не используют ли они ложь как способ совладать с заниженной самооценкой. Если вы подозреваете что-нибудь из вышеперечисленного, то постарайтесь выяснить, что может стоять за этой ложью. «Я заметил, что ты все время рассказываешь истории о том, какой ты сильный. А может быть, тебя беспокоит то, что иногда ты не нравишься другим детям, и тебе хочется произвести на них впечатление?»
-
«Я думаю, ты лгал, чтобы избежать беспокойств. На самом деле я больше гордилась бы тобой, если бы ты говорил правду, даже если она мне не понравится».
-
Хвалите ребенка за то, что он говорит правду, особенно если он мог бы солгать: «Спасибо, что ты пришел ко мне и сказал, что разбил окно. Когда ты говоришь правду, то совершаешь мужественный поступок, — особенно когда думаешь, что у тебя могут возникнуть неприятности».
-
«Хотя ты сегодня и солгал, я знаю, что ты из тех, кто старается говорить правду». Покажите своему ребенку, что вы верите в него.
-
Учите на собственных примерах. Рассказывайте ситуации, где вы могли бы соврать, но не сделали этого, так как считаете, что лгут лишь недостойные люди.
-
Учите всему, что касается невинной лжи. Когда дети станут старше, они поймут, что иногда мы можем лгать, чтобы уберечь кого-то от неприятных чувств: «Помнишь, как бабушка подарила мне свитер на день рождения, а я сказала, что мне нравится этот цвет? На самом деле мне свитер не понравился, но она потратила много времени, чтобы найти для меня подарок. Мне не хотелось ее огорчать. А какие примеры невинной лжи можешь привести ты?»
Как не нужно говорить:
-
«Ты лгун». Не вешайте на своего ребенка таких ярлыков. Делайте различие между человеком и совершенным им поступком.
-
Если вы уже знаете правду, то не спрашивайте: «Кто разбил лампу?» Это может заставить вашего ребенка солгать. Не давайте ему возможности практиковаться во лжи.
-
«Что ты натворил!» Будьте осторожны, чтобы не наказать ребенка за то, что он сказал правду.
-
«Ты уверен, что говоришь мне правду? Ты ведь знаешь, что дети лгут». Вы должны убедить ребенка, что ждете от него правды, а не лжи.
-
«Ты лжешь так же, как твой друг/брат». Воспринимайте детей такими, какие они есть, ни с кем не сравнивая.
Психолог центра «Белый слон» — Долбина Елена
«Технология успешной учебы»
Закончилась первая учебная четверть у школьников. Еще помнятся «тяжелые» последние учебные дни октября: исправить оценку, сдать работу над ошибками. Есть оценочный результат, закрепленный в дневнике вашего ребенка. Нередко также «итоги» вновь наводят родителей на размышления: почему мой ребенок не хочет учиться? Почему учится ниже своих возможностей?
Когда выходит из строя какой-нибудь механизм, является мастер и в первую очередь определяет, в чем же поломка, какова причина. Только потом он принимается за ремонт. И врач, придя к больному, не бросается тут же, с порога, лечить, а прежде узнает, что болит, в чем причина болезни.
Так бы стоило поступать и при обучении. Если не получается что-то с уроками, то не может быть одной лечебной процедуры на всех: «Сиди и занимайся!» — и одной на всех пилюли — двойки, или успокоительной родительской отговорки для себя: это гены, наверное.
Давайте попытаемся понять причины неуспеха, обращая внимание на следующие моменты:
-
Физическое здоровье ребенка. Вряд ли хронические или частые острые заболевания способствуют нормальному обучению и развитию. Приходится часто пропускать занятия. После болезни, когда еще не совсем восстановился, штурмовать все, изученное одноклассниками по всем предметам сразу, на уроках терпеть скуку, потому что не понимаешь объяснения учителя, и испытывать неловкость, потому что не справляешся с заданием. Объем работы увеличивается, интерес падает, кривая оценок идет вниз.
-
Мотивация обучения. Присмотритесь к ребенку, который сам сел за компьютер и начал играть. Для него ничего не существует вокруг: остается только игра. Именно в этот момент он переживает ощущение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность, при которой человек ощущает удовлетворение, интерес, быстрое течение времени, желание достижения результата. А теперь взглянем, как ребенок убирает в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает, отказывается убирать, и уборка затягивается на весь день. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок выполняет работу по вашему требованию и не прекращает (а иногда и прекращает) ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения. А если нет внутренней мотивации (не понимаю, не интересно), нет рядом «контролера», то возникает естественное желание сделать задание, но позже, а может, и вовсе не делать, если не грозит явная неудача.
-
Индивидуальные особенности ребенка. Это степень развития природной и культурной памяти: образной, логической; объем памяти; объем, распределение, избирательность и переключаемость внимания, мышления, речи, зрелости коры головного мозга. Эти психические свойства не являются специально школьными, но в школе ребенку необходимо осмысливать нечто новое, запоминать, уметь рассказать об этом, использовать в деятельности. Поэтому нужна волевая, культурная память, нужны специальные усилия.
-
Навыки самообразования. Такие, как достаточная скорость (для каждого возраста своя норма) и качество чтения, навык работы с текстом, переработка информации в алгоритм применения на практике, владение методиками быстрого чтения, навыки скорописи и конспектирования, саморегуляции (умение регулировать свое настроение, поддерживать тонус, снимать напряжение). Таковы требования нашего информационного века.
-
Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик». Нередко, когда у человека не получается с учебой, плохо учится, он становится «проблемой» для всех: для родителей, учителей. Постепенно он привыкает смотреть на себя как на «проблему». Но никто из нас не «проблема», все мы люди и можем из всех затруднений выйти обычными человеческими способами . Только нам надо для начала достичь хоть небольшого успеха. Он прибавит веры в свои силы, увеличит их. Вот тут и нужна поддержка тех людей (близких), чье отношение дорого, помощь специалистов, которые понимают причину «поломки»и в своем арсенале имеют способы преодоления подобных трудностей.
Если вы, родитель, хорошо чувствуете, понимете своего ребенка, видите причины его школьного неуспеха и готовы помочь ему сами, то мы советуем вам из всех причин выделить ведущую и вытекающие из нее. Это может быть отсутствие внутренней мотивации, что в свою очередь влияет на развитие общеучебных навыков и навыков самообразования. Согласитесь, что недостаточно сформированные названные навыки тоже влияют на мотивацию обучения. Замкнутый круг можно раскрутить в другую сторону: используя современные интересные ребенку технологии, помочь развить интуицию, увеличить объем памяти, скорость чтения и письма, что приведет к вере в свои собственные силы, возможности и, как следствие, уверенное поведение, интерес к процессу и желание достигать результат. А это повысит мотивацию и качество обучения.
Если основная проблема вашего ребенка в том, что он неуверен в себе, сориентирован на внешнюю оценку и потому не отвечает у доски, не переспрашивает, не уточняет непонятные ему учебные моменты, что, в свою очередь, влияет на мотивацию обучения: «Зачем мне все это учить, если все равно мне ставят тройки», то ребенок вообще может уйти в болезнь: головные боли, желудочно-кишечные заболевания, простудные, кожные и др.
Тогда возможный вариант решения — научить ребенка общаться с одноклассниками и учителями, воспринимать критику, запрашивать помощь. Это наверняка приведет к уверенности, самостоятельности и первым учебным успехам, желанию двигаться дальше. Таким образом повышается мотивация обучения, уменьшается количество «больничных дней», оценочная кривая поднимается вверх. Это лишь предполагаемые варианты, ваш ребенок уникален, и потому программа помощи ему в учебе должна быть составлена с учетом его особенностей. Но если вы затрудняетесь в решении данной задачи, то у вас есть возможность обратиться к специалистам.
В нас в каждом заложено стремление к выживанию, к успеху, к победе, доверимся этому стремлению, и оно обязательно сработает в очередной раз.
Сегодня в информационно-психологическом центре «Белый слон» работатет новая уникальная программа «Технология успешной учебы», которая призвана преодолеть все вышеперечисленные трудности и привести ребят к успеху в школе и в жизни.
Психолог центра «Белый слон» — Нохрина Ирина
«Креативность подростка сегодня - успех его будущего»
Действительно, сейчас во всем мире очень востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие твочески мыслить, проявлять креативность. А креативность — это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, оригинльность идей, а также готовность к риску и ответственность за принятие решения. Подростковый возраст является очень благоприятным периодом для развития креативности. Однако, значительную роль играет среда, в которой живет и развивается ваш подросток.
Способность к твочеству развивается в условиях, где:
-
Поощряется проявление активности ребенка;
-
Есть возможность преобразования окружающей среды;
-
Поощряются сомнения, возникающие по отношению к общепринятому;
-
Разрешается допускать ошибки;
-
Любые задачи предполагают несколько вариантов ответа, а не единственный-верный;
-
Поощряется разумный риск, а также есть готовность к встрече с препятствиями;
-
Важным условием является и присутствие в ближайшем окружении подростка позитивного образца творческого поведения (родителя или родственника, учителя, руководителя кружка и т.д.);
-
Предоставляется время для решения задачи (т.к. обычно первым в голову приходит неоригинальный, стереотипный ответ);
-
Допускается свобода суждений и поступков (в определенных нравственных рамках).
В информационно-психологическом центре «Белый слон» есть тренинговые программы, способствующие развитию творческого мышления:
-
«Узелковый батик», «Чудесное превращение», где Вы сможете выразить свою индивидуальность, поверить в свои возможности, получить удовольствие от твоческого процесса и результата. Возраст участников 13-17 лет;
-
«Мисс Совершенство» — это раскрытие уникальности через перевоплощение, твоческие мастерские по колористике, макияжу и прическам, формирование гармонии «внутреннего и внешнего». Возраст участников 10-16 лет.
Главный стимул для развития творческих способностей — переживание радости не только от процесса и результатов творческой деятельности, но и от жизни, наполненной творчеством.
Психолог центра «Белый слон» — Трофимова Наталья
«Плохие оценки по русскому языку? Что это значит?»
Если у ребенка неудовлетворительные отметки по русскому языку, то это не всегда означает, что страдает грамотность речи. Понятно, что это конечный результат учебного труда, результат комплексный. Что входит в этот оценочный комплекс и на что следует обратить внимание родителю?
-
Здоровье психическое и физическое;
-
Индивидуальные особенности ребенка (степень сформированности памяти, внимания, мышления, восприятия, речи, зрелости коры головного мозга);
-
Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик» (отношение к ситуациям, проверки знаний, ожиданиям окружающих);
-
Мотивация обучения (внешняя или внутренняя, достижение успеха, избегание неудач);
-
Сформированность навыков самообразованя (скорость и качество чтения, упраление информацией) и саморегуляции.
Поэтому формировать навык орфографической грамотности, не корректируя или не развивая названные выше сферы, подобно тому, как лить воду в песок: сил будет вложено с обеих сторон много, но результат невысок, неустойчив. А это, в свою очередь, может привести к ощущению безнадежности у ребенка, понижению самооценки.
В нашем центре реализуются психологические программы «ГрамматикУм» и «Технология успешной учебы», которые предполагают не только развите интеллекта, повышение орфографичекой граммотности, но и формирование потребностей, интересов, черт характера, развитие воли, коммуникативных навыков, памяти, внимания, мышления. А свободное использование устной и письменной речи в разных ситуциях, грамотное письмо, беглое и осознанное чтение, грамотное и точное выражение мысли, точное понимание чужого высказывания напрямую влияют на личностную эффективность, качество взаимодействия с людьми.
Психолог центра "Белый слон" — Нохрина Ирина
«Песочная психотерапия »
Песочная психотерапия относится к одной из разновидностей арт-терапии.
В процессе арт-терапии происходит создание неких творческих продуктов, или «визуальных образов», с помощью разнообразных материалов. В песочной терапии используется песок, вода и множество миниатюрных игрушек.
Процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. То есть действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет чувствовать себя увереннее. Безусловно, когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Песочную психотерапию можно использовать в рамках любого психологического подхода (психоанализа, гештальт-терапии, символ-драмы).
Используя в песочнице миниатюрные фигурки, объединения их в некоторый сюжет человек разыгрывает спектакль внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками, таким образом, клиент учится строить новые взаимоотношения с самим собой (подход гештальт-терапии и психосинтеза). Также фигурки могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент.
В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения (психодраматический подход). В песочных картинах есть еще один важный психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений (сказкотерапевтический подход). Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.
Существует три варианта в работе с песочницей:
-
Придерживаться определенной школы (подхода) и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;
-
Работать так, как «научил» авторитетный специалист;
-
«Присоединившись» к клиенту следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.
Российские психологи в работе с песочницей проявляют интуитивное начало, преследуя основную идею «главное, чтобы человеку помогло». Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным.
Выбирая третий вариант работы с песочницей необходимо выполнять следующие правила:
-
Присоединение к клиенту. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места;
-
Искренняя заинтересованность сюжетами, событиями, разворачивающимися в песочнице;
-
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. «Песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.
В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.
В городе Екатеринбурге песочная психотерапия стала активно развиваться и применяться примерно последние 7 лет. Во многих психологических центрах песочница используется в групповой работе с детьми, а также в работе с детско-родительскими группами.
Игра с песком очень эффективна в групповой работе, так как с одной стороны, наблюдение в песочнице дает психологу бесценную психодиагностическую информацию об особенностях коммуникации участников игры. С другой стороны, игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого психологического опыта, закрепления определенных знаний о себе и о мире.
Занятия в группе можно строить двумя способами:
-
Первый способ — «спонтанная игра» в песочнице. Он предполагает спонтанное погружение участников группы в игру с песком. Процесс спонтанного создания песочных картин в группе сам по себе позитивен, ибо опосредованно формирует у каждого участника игры навыки жить и творить совместно с другими, способность бесконфликтного существования в обществе. Этот способ хорош для семейного консультирования.
-
Второй способ — «ведомая игра» с использованием песочницы. Этот способ предполагает общение с психологом в режиме Ученик-Наставник. Психолог является источником новой важной психологической информации и иллюстрирует ее разнообразными игровыми заданиями. Этот способ чаще всего используется в детских и подростковых группах.
Работа с детско-родительскими группами — это новое направление работы с песочницей. Но, несмотря на это, психологами накоплен положительный опыт ведения таких групп.
В информационно-психологическом центре «Белый слон» не первый год реализуется программа для ребят 3-4 и 5-6 лет «Сказки на песке», и, как показывает опыт, дает очень хорошие результаты.
Психолог центра «Белый слон» — Долбина Елена
«Умный, красивый и здоровый»
Все мы мечтаем о том, чтобы наш ребенок был самым умным, красивым а, главное, здоровым. Сегодня уже не секрет, что хорошие интеллектуальные достижения в напрямую зависят от того, здоров ли ребенок и насколько устойчив его эмоциональный статус.
Понаблюдайте за своим ребенком внимательно, нет ли у него следующих трудностей:
-
Ребенок не может надолго сосредоточиться;
-
Плохо запоминает, быстро устает от занятий;
-
Делает много «лишних» движений, неусидчив, неуравновешен;
-
Слишком активный или, наоборот, очень медлительный;
-
Леворукий ребенок?
Если во всем перечисленном вы узнали своего ребенка, то это тревожный сигнал, на который необходимо обратить внимание, т.к. очень вероятны трудности в усвоении школьной программы и во взаимоотношениях с учителями. Результат — ребенок может потерять интерес к учебе и веру в себя.
Однако, отчаиваться не стоит. Сегодня психологами детского информационно-психологического центра «Белый слон» разработана эффективная нейро-коррекционная программа «Умные движения» для детей 5-7 и 8-10 лет. «Умные» — так как с их помощью ребенок начинает легче усваивать интеллектуальную информацию; а «движения» — потому что работа идет через тело. Под руководством опытного психолога дети делают специальные упражнения, в результате которых активизируются те участки мозга, дефицит развития которых является причиной школьных трудностей ребенка.
Результат — улучшается мыслительная функция, повышается концентрация внимания, развиваются коммуникативные навыки, появляется уверенность в себе, и вера в собственные возможности. Но стоит помнить, что коррекция возможна только до возраста 9-10 лет, пока мозг ребенка пластичен.
Хотите видеть своего ребенка умным, красивым и здоровым? Спешите!
Нейропсихолог центра «Белый слон»
«Как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?»
Предшкольный возраст — необыкновенное время. По накалу эмоций, темпам внутреннего переустройства человека оно сродни первому году жизни. Ребенок меняется прямо на глазах.
Человек взрослеет в течение всей жизни. Но впервые чувство взрослости просыпается в нас именно в 6-7 лет.
Ребенок очень хочет стать взрослым и поэтому все что, приближает его к состоянию взрослого человека («я пойду в школу», «я скоро буду, как старший брат»), для него исключительно важно и значимо. Собственное стремление «повзрослеть» усиливается и осложняется теми обязанностями, которые на маленького человека возлагают родители и общество в связи с тем, что он идет в школу.
Меняются все формы жизнедеятельности, и смысл его жизни становится другим — ребенка оценивают не по его эмоциональным, поведенческим достижениям, а по достижениям школьным. Все детство ведущей деятельностью малыша была игра. И как следствие - самодостаточность. Теперь же он встречается с внешней оценкой — это, пожалуй, основной источник трудностей и дезадаптаций. Раньше ребенка оценивали близкие люди в кругу семьи, и его самооценка, его самоощущение — результат воспитания внутрисемейного.
Когда же он приходит в школу, то встречается с оценкой чужих для себя людей, которая очень сильно изменяет его представление о себе. Оказывается, то, за что его раньше хвалили дома, здесь уже имеет меньшую ценность, за что ругали — здесь ругают еще больше и т.д.
Школа — это первый пример встречи с большим социумом, первый экзамен на уверенность в себе. Самооценка «ломается» потому, что теперь ребенок в состоянии сравнить себя с другими людьми, понять, каков он в действительности, не только внутри своей семьи, где он самый маленький, или самый вредный, или самый любимый, или самый балованный. Основные трудности — это как раз расхождение его представлений о себе и той оценки, которую он получает в школе со стороны соучеников и учительницы.
Как же помочь адаптироваться к новым условиям?
Ребенка надо готовить к школе. И это в первую очередь не умение читать и писать — дошкольник должен обладать качествами и способностями, которые помогут ему начать учиться. Одно из них — произвольность поведения, то есть способность управлять собственными эмоциями, делать неинтересную работу, не то, что хочется.
Другой момент — помочь ребенку начать оперировать понятиями «вчера и «сегодня». Это очень существенно: малыш видит себя не только «здесь и сейчас», но и себя вчера и себя завтра. Он становится автором своей жизни. Он понимает, что его нынешние неудачи — это следствие его вчерашнего разгильдяйства, и, с другой стороны, его сегодняшняя подготовка к урокам есть залог его завтрашних успехов.
Готовиться к новой роли — родителей ученика — необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. То, что мама с папой тоже начинают ориентироваться только на отметку («Кто же любит троечников, мой дорогой»), может травмировать малыша больше, чем сами школьные неприятности. На самом деле информационная загруженность школьных занятий не так пугает детей, как не испытанное ранее эмоциональное давление.
Дело осложняется тем, что сегодня практически все ребята предшкольного возраста остаются «недоигравшими». А ведь только в коллективных играх появляются навыки неформального общения со сверстниками и взрослыми. Родителям просто необходимо компенсировать недостаток игр! Дети стремятся к общению — помогите им: организуйте и покажите игры.
Очень важно, чтобы в школе у ребенка не возникла так называемая обобщенная негативная самооценка. Если первоклассник из-за «двойки» по русскому языку подумает, что он самый глупый, самый никчемный, самый ненужный, самый несчастный — это будет ужасно. Надо, чтобы такие огорчения принимали частный характер. Подбодрите своего малыша. «Да, сегодня двойка, но здесь, сейчас, на этом уроке. Вчера этой двойки не было. Наверняка ее не будет и завтра, а послезавтра ты будешь грамотнее, может быть, не самым грамотным, но вполне успевающим. А по математике у тебя вообще все хорошо».
Родителям не стоит вспоминать небылицы своего детства, какие они были прилежные ученики. Эти истории часто приводят ребенка в состояние стресса. Не нужно сравнивать малыша с собой, с бабушкой, с другими детьми. Наши дети загружены другими проблемами, они подвержены стрессам, которых мы не переживали.
Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, петь, читать стихи). Есть даже такой тест для родителей. «Я умею, я могу». Маме дают листочек и просят написать, «что мой ребенок умеет и что может». Как правило, мама может сообщить о своем ребенке не много позитивного, зато «что он не умеет» занимает много-много строчек. Аналогичное задание дается самому ребенку. Внимание: чем больше малыш напишет о себе хорошего, тем выше его психологическое благополучие! Если он не может сказать о себе ничего хорошего — это катастрофа. Срочно начинайте учить его этому, иначе ему тяжело будет защититься от тех нападок, которые ему предстоит пережить в школе. Не забывайте хвалить: «Как здорово у тебя получается (рисовать, вязать, клеить). Ты гораздо в этом талантливее, чем мы с папой, чем твой двоюродный брат…»
Мы все встречаем очень мало позитивного признания. Тысячи взрослых женщин существуют, ни разу не услышав от близких признаний в любви, в нежности, привязанности. И все это тянется из детства! Недополучив в младшем возрасте положительной обратной связи, человек многого в жизни лишается. Все хорошее, позитивное. Любой крошечный шаг вперед должен быть зафиксирован. Это наш долг перед ближними, особенно — перед собственными детьми. Чувствуя благодарность, мы должны благодарить, восхищаясь своим ребенком — восхищаться вслух.
Основная стратегическая задача родителей — дать ребенку в 6-8 лет такую мощную психологическую защиту, которая позволила бы все грядущие неудачи воспринимать как частные, не затрагивающие его глобальных, абсолютных ценностей: семьи, окружающего мира, ценности подрастающего человека как личности.
Нейропсихолог центра «Белый Слон»
«Легко ли быть женщиной?»
Жила была девочка. Энергия кипела ключом, мир казался прекрасным, всё получалось в жизни. Казалось, что природа одарила огромным богатством — силой, нежностью, любовью, и нет дел, которые не по плечу. С мальчишками носилась по дворам. Мир улыбался лучами солнца и плакал от радости новых открытий брызгами дождя.
Этот мир мой! Я всё могу! Встречаю самого лучшего в мире мужчину, влюбляюсь и… стоп. Я становлюсь женщиной, женой, матерью и мир меняется. Я не понимаю, что происходит? Где та сильная, бесшабашная девчонка, которая могла свернуть горы?
В душу пробралась обида, разочарование и гнев — на себя, на мужа, на детей.
Я уверена, что это очень знакомая картина для многих женщин. И в этом не наша вина, а наша беда.
Природа одарила женщину огромным ресурсом силы, энергии, эротизма, но, как жаль, не научила, что с этим делать. Как распорядиться этим богатством во имя своего собственного величия, своей собственной благодати? Ведь только счастливая женщина может стать хорошей мамой и быть самой любимой для своего мужчины.
Сейчас, через годы собственных поисков, учёбы и личных переживаний, я понимаю, что настоящей женщиной быть очень сложно и ответственно.
Мир такой, каким делают его женщины!
Мы живём в мире стереотипов и установок. Не мы их придумали, но они жёстко управляют нашей жизнью. И только те из женщин, которые смогли прорваться через толщу этих «охранников» социальных норм и порядков, действительно познали, что такое грация и благодать, то есть состояние, когда ты в этой жизни твёрдо стоишь на собственных ногах, всё получается, ты светишься внутренним светом и сама жизнь поддерживает тебя.
Но до этого женщина должна пройти непростой путь познания себя, своей истинной природы, своего жизненного замысла. Жизнь подкидывает нам задачи только по силам и тогда, когда человек точно может с ней справиться , но вот сделать этот первый шаг бывает очень не просто, ведь надо менять не мир, а самого себя.
Когда-то я доверилась судьбе и стала изучать именно женскую психологию, имея за плечами два высших образования, одно из которых — психологическое. Сейчас я с уверенностью могу сказать: «Только познав психологию женщины, можно понять основные законы жизни». И сложно сказать для кого это важнее — для женщин или мужчин, ибо неудовлетворённость женщин тяжким бременем ложится на плечи мужчин, от чего страдает не только душа и тело, но и семья, бизнес, карьера, т.е. вся жизнь.
В жизни не бывает незначимых событий. Просто мы не всегда готовы увидеть истинный смысл происходящего. И то, что Вы читаете эту статью — уже не случайность — вы имеете возможность сделать первый шаг к себе навстречу.
Милые женщины, если вы хотите быть счастливыми, а не казаться — познайте себя, учитесь, меняйтесь, занимайтесь своими собственными любимыми делами, вкладывайте свою энергию в себя и вы увидите, что мир снова заиграет яркими красками, солнце будет улыбаться вам.
…А по дороге бежит рыжая девчонка, но ей предстоит узнать правду жизни самой.
Будьте счастливы!
Психолог центра «Белый Слон»
«Как выбрать психолога?»
1. Как выбрать профессионального психолога? Уровень профессионализма в любой деятельности определяется прежде всего по результатам деятельности специалиста. Результат работы психолога — способность клиента самостоятельно справляться с трудностями. Если клиент «зависает» у психолога, не может обходиться без его помощи — советов, рекомендаций — это говорит скорее о непрофессионализме психолога. Следующий момент — практический опыт психолога. Здесь самими же психологами установлены следующие закономерности: в течение первых трех лет человек адаптируется к требованиям профессии (любой), кроме того, у представителей каждой профессии существует свой «пик расцвета». К примеру, математики достигают вершин мастерства к 25-30 годам, представители гуманитарных профессий (психологи в том числе) — к 30-45 годам.
Выбирая психолога, мы, как правило, смотрим не столько на диплом, сколько на личностные характеристики: хороший психолог — личность, находящаяся в процессе самореализации, удовлетворенная своей профессиональной деятельностью.
2. В каких случаях следует обращаться к психологу? В случаях, когда ребенок испытывает тревогу, плохое настроение, трудности в общении (например, со всеми дерется, рыдает, замыкается, не может договориться со сверстниками и т.д.), испытывает трудности в учебной деятельности, часто болеет. Обращайте внимание на повторяющиеся ситуации: если вы раз от разу не справляетесь с ними, не можете помочь ребенку, не стоит «вариться в собственном соку», усугубляя проблему.
3. Какую помощь родителям и детям может оказать ваш Центр? Для детей и подростков каждой возрастной группы в специалистами нашего Центра разработаны годовые программы, направленные на формирование тех или иных жизненных навыков — для каждого возраста они свои, и лучше, если они будут сформированы вовремя, несформированность их будет препятствовать развитию личности в целом. Например, умению планировать учаться в начальной школе, для подростка 10-12 лет важно научиться осознавать, осмысливать свое поведение, строить отношения со сверстниками и взрослыми. Старшие подростки учатся делать выбор и брать ответственность за свое решение.
Помимо программ личностного развития, наш Центр предлагает развивающие программы, которые помогут ребенку стать успешнее в учебной деятельности. Для детей до 10 лет разработаны уникальные программы, учитывающие нейропсихологический статус ребенка (особенности его мозговой деятельности), направленные на устранение трудностей письма, чтения, счета. Изюминкой Центра «Белый Слон» можно считать программы подготовки к школе и психологического сопровождения леворуких детей.
Специальные проекты существуют для классов и педагогических коллективов.
Психолог центра «Белый Слон».
«Школьная рассеянность победима»
«Умный, но рассеянный», «знает все правила, но делает глупые ошибки в тетрадях», «витает в облаках», «мог бы учиться отлично, но что-то мешает» — говорят о таких детях учителя. «Не может заниматься одним делом», «не усадишь за уроки, тянет до последнего», «умный, но там, где дело не касается учебы» — вторят им родители. И действительно, диапазон оценок в дневниках этих школьников пестрит крайностями — от крупной двойки до восторженной пятерки с подписью учителя: «Можешь, если захочешь!». Учителя и родители недоумевают, врачи говорят, что с медицинской точки зрения развитие таких детей вписывается в возрастные нормы…
Что же делает современных детей такими «рассеянными», «ленивыми», «нежелающими воспринимать учебный материал», читать книги, наконец?
Очень важно, чтобы родители поняли: это — не лень. Это — картина лени. Малыш хочет быть внимательным и успешным, но у него не получается. Разве не расстраиваются из-за ошибок ваши дети? Переживают, еще как. Особенно маленькие.
У большинства из них нейропсихологическое обследование выявляет незрелость, в основном энергетических (подкорковых) структур головного мозга, что прежде всего, влияет на умственную работоспособность. В поведении ребенка это проявляется как рассеянность, отвлекаемость и, самое главное, как повышенная утомляемость. Подобные проблемы сочетаются у большинства детей с нарушениями процесса регуляции и произвольного контроля своей деятельности. А родителям, окружающим эти дефекты кажутся полной неспособностью ребенка усвоить правила как поведения, так и обучения. Происходит поразительный казус: кроха, прекрасно зная правило, не может применить его на практике, что вызывает дополнительный негатив и недопонимание со стороны учителей, родителей и сверстников.
Очень обидно, когда эти недостатки трактуются как умственная несостоятельность, и интеллектуальные, но невнимательные детки оказываются в коррекционных классах. Представьте себе сами — в младших классах ребенок определяет себя по тому, как он учится, то есть хорошо учиться согласно возрастной норме для него самое главное. И вдруг это не получается. Плюс негативная оценка окружающих. Отсюда — комплекс на всю будущую жизнь. Теперь представьте, как они бывают рады, когда получают после наших занятий первые положительные оценки и похвалу учителей?
Нейропсихолог — это не врач. Это психолог, обладающий специальными знаниями о психических функциях.
Главным приоритетом нейропсихологического направления нашего Центра, на сегодняшний день, является целенаправленная помощь детям, в силу определенных причин имеющих те или иные проблемы при подготовке к школе и в освоении школьного материала в начальных классах. А также возможность дать этим малышам еще один шанс стать более уверенными в себе, не бояться трудностей и улучшить свои отношения с окружающим миром. А чем раньше это сделать, тем лучше.
Работать с подростками старше 14 лет гораздо труднее и сложнее прогнозировать временной результат. Но для них в Центре есть другие методы, прикладные. Специалисты — психологи могут дать мотивацию к обучению, решить проблемы общения. Но, конечно, лучше проблемы обучения решать, не дожидаясь подросткового возраста.
Как правило, родители обращаются к психологам когда «упираются» в первые трудности, в первые жалобы учителя, в первые двойки. Именно тогда они понимают, что с их ребенком творится что-то неладное, и начинают просить о помощи.
Оптимально начинать диагностику, профилактику и коррекцию учебных трудностей за год до обучения в школе. Это позволит ребенку избежать множества проблем и острых углов. Дети очень восприимчивы к мнению окружающих о них самих. Особенно, как мы уже говорили, мнению «об их уме» в младших классах. Даже если они слышат один нелестный отзыв в свой адрес, то впоследствии родителям придется сразиться со сниженной самооценкой малыша. Не лучше ли избежать проблем заранее? Посмотреть, как устроена его головка, выбрать школу, подходящую по уровню развития и направленности... А что если он будущий Лобачевский, а мы его отдаем в языковую школу? Подходить к выбору учебного заведения надо очень осторожно, очень осмысленно, очень ювелирно. Слишком разные стали школы, слишком разными стали программы, слишком разными стали учебники.
Кстати, родителей может волновать в ребенке что-то и в более раннем возрасте. Обычно это нарушение моторного или речевого развития, расторможенность, неумение общаться со сверстниками. На нейропсихологическое обследование можно привести ребенка и с 4-5 лет. А на развивающие программы можно приводить малыша в наш Центр уже в 1,5 года!
Мы любим работать с родителями, которые «дышат» своими детьми, живут их интересами.
Во время прохождения курса нейропсихологической коррекции важно, чтобы родители точно выполняли все наши рекомендации, касающиеся соблюдения режима дня и занятий, общеукрепляющих процедур, снижения школьных нагрузок на время занятий, психологического климата в семье. Очень важно, чтобы родители ребенка были оптимистами. Это означает, что установка «мой ребенок глупый» не принимается ни под каким предлогом. Родители должны по умолчанию принимать тот факт, что их малыш — умная и совершенно самодостаточная личность. Кроме того, еще одним непременным условием мы считаем построение гармоничных отношений в семье между самими родителями. Недопустимы ситуации, когда мама верит в то, что ребенок сможет преодолеть возникшую ситуацию, а папа сомневается. Чувствуя неуверенность в успехе предпринимаемых мер хотя бы одного из родителей, ребенок и сам не захочет стремиться улучшить существующее положение дел. Но самое главное, чем должны обладать родители ребенка, — это терпение и любовь. Без этих неотъемлемых слагаемых ни один специалист не сможет помочь их ребенку.
Со своей стороны мы гарантируем профессиональный, творческий подход. Наши сотрудники все время развивают и углубляют свои методы, адаптируя их под каждого вновь поступившего ребенка.
Любовь к детям и «чувство ребенка» — без комментариев.
Нейропсихолог центра «Белый Слон»
«О причинах школьных затруднений»
Часто родители будущих первоклассников задаются вопросом: все ли мы сделали, чтобы подготовить своего ребенка к школе? Казалось бы, учли всё — малыш ходит на подготовительные курсы, в садике занимается, уже умеет читать, считать, рисует, знает стихи и песенки. Достаточно ли этого для успешного обучения? Несколько лет назад педагоги и психологи ответили бы, что — да, этих навыков вполне достаточно для школы. Однако, сегодня ситуация несколько поменялась. Причинами школьных затруднений становится не отсутствие каких-либо навыков и знаний, а более глубокие проблемы.
Все люди — разные. Каждый человек проходит свой особенный путь развития психики — от рождения (и даже от зачатия), до зрелости. Каждый этап развития имеет свои особенности, и каждая психическая функция (речь, память, движение, внимание, восприятие, эмоции) приобретает завершенный вид к разному возрасту — одни к трем-четырем годам, другие лишь к 12-14 годам. Очень важно, чтобы в период интенсивного развития определенных функций не было травмирующих факторов (о них речь пойдет ниже). Наиболее чувствительный период для развития мозга — внутриутробное развитие, рождение, первый год жизни. Именно тогда закладывается база для дальнейшего формирования психических функций.
Итак, на что же стоит обратить внимание, что важно знать и учитывать для будущего успешного обучения ребенка?
В период раннего развития:
- Тяжелая беременность (угрозы выкидыша, резус-конфликт, инфекции, токсикоз второй половины беременности, гипоксия плода и др.);
- Недоношенный ребенок;
- Родовые травмы (быстрые роды, кесарево сечение, стимуляция, асфиксия, крупный плод);
- Любые воспалительные заболевания до года;
- Прием антибиотиков;
- Гипер-, гипотонус мышц;
- Ребенок не ползал или ползал не правильно;
- Травмы головы, частые бытовые травмы;
- Заболевания эндокринной, сердечно-сосудистой системы;
- Изменение аппетита и формы сна;
- Ребенок — левша или семейное левшество;
- Замедленное речевое развитие.
Все эти факторы отражаются на развитии головного мозга.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте обратите внимание на следующие моменты:
Что же делать, если хотя бы часть этих проблем вы видите у своего ребенка? Во-первых, усвоить одну важную аксиому — мозг очень пластичен и восприимчив к помощи извне. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к наращиванию его потенциала.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица» — тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать на ребенка. Нужно верить в своего малыша и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, как можно скорее обратиться к психологу, специалисту в области нейропсихологии. Он проведет диагностику и определит, какой отдел мозга испытывает дефицит, какая психологическая функция недостаточно развита.
Но самое главное, что можно сказать в надежду родителям — это то, что сейчас в руках специалистов есть замечательный инструмент, который помогает преодолевать все выше перечисленные трудности — нейропсихологическая коррекция.
Детский психолог Центра «Белый Слон», нейропсихолог
«Завтра начинается сегодня»
«Нынешним детям нужно нечто большее, вы заметили?
Ничто из того что мы делаем для своих детей, не проходит незаметно.
Порой кажется, что они этого не замечают, думают о своем, отводят глаза и совсем уже редко благодарят, но все, что мы для них делаем,- не напрасно.»
Гаррисон Кейлор.
Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! Если бы всем мамам и папам делали прививку-противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей, — матерей и отцов, бабушек и дедушек, педагогов и друзей — были специальные устройства для чтения мыслей. Уж тогда они ни в коем случае не понимали бы намерения малышей превратно и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным! Интересно, каким бы тогда стал наш мир?
Увы, нет на маленьких ножках никаких руководств, не существует, к счастью, приборов для чтения чужих мыслей, нет вакцин, которые помогли бы родителям. И мне кажется, что почти все мы, к чести, стараемся делать лучшее, что только в наших силах. Но даже «лучшего, на что мы способны», очень часто бывает мало, и нам не удается избежать переноса на детей схем воспитания, унаследованных нами от родителей. Что же делать? Воспитывать себя. Анализировать собственные детские переживания, как приятные, так и печальные. Мы сами должны развиваться как человеческие существа.
Вполне возможно, что родительский долг заключается и в том, чтобы уделять внимание не только детям, но и, пожалуй, в первую очередь, самим себе, собственным потребностям и переживаниям. У каждого, кто читает сейчас эту статью, есть по меньшей мере одно болезненное воспоминание о том, как в детстве он столкнулся с полным непониманием со стороны родителей или повел себя совсем не так, как следовало бы, чтобы вырасти уравновешенным человеком с крепкой и адекватной самооценкой. Многие могут вспомнить несколько подобных случаев, а кое-кто столько, что они перевесят счастливые воспоминания. Однако, когда сами становимся родителями, возникает уверенность, что при необходимости без труда разберёмся, как поступить, и что нашим детям будет вполне достаточно тех методов, с помощью которых воспитывали нас. На самом же деле повторение воспитательского подхода своих родителей с равной вероятностью может причинить детям те же муки или… направить их на путь становления здоровой, цельной, зрелой личности — вот она, мечта всех родителей: социальная зрелость ребенка.
Под социальной зрелостью личности мы понимаем личность, способную к реализации своих возможностей, социально устойчивую и одновременно мобильную, легко адаптирующуюся, способную создавать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и потому просто быть счастливой. Даже если под родительским влиянием ребенок встает на путь зрелости, то сейчас уже совершенно ясно, что ему необходимо сопровождение зрелых родителей, зрелых педагогов общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений, зрелых сверстников и других взрослых — словом, всех тех, кто влияет на формирование личности ребенка.
Зрелость начинается с родного дома. Давайте же мы, родители, желающие зрелости ребенку, не обманывая себя, задумаемся, насколько мы сами личностно зрелые и зрелые как родители.
Каков сегодня уровень развития моей личности? Что я делаю для личностного роста? Интересен ли я своему ребенку сегодня? А через пять лет? Как я отношусь к индивидуальности своего ребенка? Какова моя родительская позиция?
Зрелая семья отличается от незрелой тем, что зрелые родители верят: изменения неизбежны — дети переходят от одной стадии развития к другой, и взрослые никогда не останавливаются в своем развитии. Окружающий мир постоянно меняется. Взрослые формируют и принимают изменения как неотъемлемую часть бытия, творчески используют их, чтобы сделать семью и каждого ее члена более зрелым. Сформированная ответственная родительская позиция проявляется и в том, какого специалиста (воспитателя, первого учителя, психолога, спортивного тренера…) для своего ребенка я выбираю.
Вы выбираете профессионала? Если вы заинтересованы в развитии социальной зрелости личности ребенка, обращаете ли внимание и на личностную зрелость профессионала? Насколько ваша родительская позиция совпадает с педагогической позицией специалиста? А что важно вашему ребенку?
Убеждены, что ему важны не рекомендации о педагоге, не его звания, а чем профессионал интересен как личность и как эта личность может помочь стать успешнее, счастливее.
Система образования, представляя собой жесткую иерархию, ставит целью формирование социальной компетентности личности, что, конечно, влечет за собой социальную зрелость. Но беда в том, что нередко педагог передает знания в ущерб развитию целостной зрелой личности. Лишь те педагоги достигают заявленной цели, которые сами социально зрелы, интересны, харизматичны и профессионально компетентны. Они не строят отношения на доминировании одного человека и подчинении остальных; они ценят неповторимую индивидуальность человека с его интересами, мыслями, чувствами и потребностями; они искренне выражают свои чувства и приветствуют искреннее самовыражение детей, замечают и поддерживают развитие личности, научают детей использовать их собственный потенциал. Если же нет в отношениях педагога и детей сотрудничества, уважения, ответственности, то сам педагог как личность напоминает высохший колодец. Лишь научившись регулярно «наполнять себя» заново, можно дарить живительную влагу и тем, кого обучаешь.
Если хотите от детей зрелых поступков, ответственности, уделяйте внимание развитию их личности, старайтесь понять их истинные намерения, с уважением относитесь к их правам, будьте открыты в общении, позволяйте им учиться на естественных последствиях поступков, а не на системе наказаний, используйте даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность развить им уверенность в себе — т.е. научитесь и научите восполнять запасы «колодца» души.
Мы хотим воздать должное всем родителям, педагогам, которые стоят на пороге новых открытий, готовы к изменениям, поскольку хотят дать детям нечто новое, по сравнению с тем, что сами получали от собственных родителей и воспитателей. И это вовсе не означает, что раньше детей воспитывали неправильно. Многих нынешних взрослых больше всего удручает именно то, что они, казалось бы, делают все верно и поступают точно так, как некогда их родители и педагоги,— но не получается...
Быть может, современным детям действительно нужно нечто большее? Да и не так уж трудно определить, что именно. Это «нечто» основано на любви, здравом смысле и дружбе, связанно с умением слушать и быть внимательным к мелочам. Оно требует зрелости, мудрости и некоторых других особенностей поведения, которые ох как нелегко даются в занятом и поспешном образе жизни — а он и действительно стал в нашем обществе нормой. Нужно обладать особой ответственностью и четким видением перспективы, чтобы сегодня создать базу для завтрашнего успеха ребенка.
Специалисты готовы помочь вам стать лучшими друзьями своему драгоценному ребенку, помочь семье стать зрелой, а уже зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, помочь педагогам и тем, кто только выбрал эту профессию, научиться «пополнять себя живительной влагой». Когда хватает смелости сотрудничать, а не бороться, уважать, а не унижать, ценить уникальность каждого человека, использовать силу во благо, рассматривать трудности как возможность для развития и роста, быть честными с собой и своими детьми, тогда по силам проложить путь к новому образу жизни.
Все это возрождается и развивается благодаря простым шагам — но только если мы хотим начать с себя. И дети непременно заметят, что взрослые предпринимают искренние шаги к тому, чтобы сделать наш мир счастливее, поскольку современные дети инстинктивно чувствуют главную тайну: успешное завтра начинается сегодня.
Нохрина Ирина — психолог центра «Белый Слон»
«Ваш ребенок — левша?»
Все люди — разные. И каждый «разный» взрослый, прежде чем стать взрослым, наверняка был «разным» ребенком.
Карандаш в чьей-то левой руке — это всегда особенность: левшей в мире не так много. Но удивительней всего то, что преимущественное использование левой руки — не просто желание выделиться и не «недосмотр» воспитателей. Это — отражение мозговой организации психической деятельности человека.
Ребенок-левша по-своему видит мир, мыслит удивительно оригинально. Для него читать и считать, писать и вспоминать — возможно и снизу вверх, и справа налево. Левши гораздо лучше справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности. (Недаром среди них так много талантливых математиков, творческих личностей — Леонардо да Винчи, Микеланджело, И.П.Павлов). Но жить левшам приходится в мире правшей! Поэтому с самого детства каждый маленький левша изобретает свои приемы, приспосабливаясь жить в мире, представления о котором в его голове, мягко говоря, далеки от общепринятых.
«Медвежья услуга» для левши — попытка его переучивать. Непрофессиональное переучивание всегда ведет к торможению его развития (полноценно использовать правую руку ребенок так и не научается, а левая искусственно тормозится).
Как помочь маленькому левше адаптироваться в мире?
Идеальный вариант — сопровождение специалиста-нейропсихолога. Ниже — памятка для родителей:
-
Играйте с ним в любые подвижные игры, где движения выполняются одной рукой, другой, двумя руками попеременно. Левшам показаны занятия музыкой, танцами, плавание, езда на велосипеде, теннис;
-
Помните: чтобы освоить, левша все должен почувствовать, понюхать, «попробовать на зуб», прочувствовать своим телом, руками. Учите завязывать шнурки? Возьмите его руки в свои - и повторите прием многократно.
-
Не забывайте: путешествуя в мире правшей, левша каждый раз изобретает свои обходные пути, поэтому торопить левшу бесполезно.
-
Задавайте детям-левшам массу вопросов. Для маленьких левшей вредно, если близкие понимают их «с полуслова».
Изобретение всякий раз своего способа овладения миром правшей — процесс чрезвычайно энергоемкий. Чтобы уберечь ребенка от эмоциональных срывов, изнашиваемости нервной системы, избежать школьной дезадаптации, обращайтесь к профессионалам.
В информационно-психологическом Центре «Белый Слон» существует уникальная программа для левшей-малышей «Ступеньки к школе», где специально подобранные игры, упражнения помогают адаптироваться в школе наиболее успешно, обеспечивают профилактику школьных трудностей.
Нейропсихолог центра «Белый Слон»
«Заболевания кожи: психологические причины»
«С тех пор он стал думать только о ней
и вскоре покрылся лишаями!»
Р. Нэш, «Продавец дождя»
Кожа — это уникальный орган, как по размеру (ее площадь составляет около 2 кв. метров, а вес — от 15 до 20 процентов общей массы тела человека), так и по разнообразию функций — одновременно она является органом чувств, терморегулятором, жировым депо, органом дыхания, выделения и т.д. Кожа — это еще и первый защитный барьер человека, оберегающий нас от инфекций, губительного воздействия перепадов температуры, а также повреждения внутренних органов.
Поэтому неудивительно, что очень многие процессы, происходящие в организме, отражаются на состоянии кожных покровов. О том, какие психологические факторы могут оказать влияние на состояние кожи малыша, мы беседуем с Ольгой Федоровной Мещериновой, врачом-педиатром центра «Белый Слон».
Кожа — это граница, отделяющая человека от внешнего мира. Заболевания кожи, с точки зрения психосоматики — это нарушение границы контакта. Кожа реагирует, если контакт с внешним миром неадекватен (его мало или много, он слишком навязчив или, напротив, холоден, формален). Т.е. этот контакт не соответствует потребностям человека.
Если мы ведем разговор о кожных болезнях у детей — то здесь первостепенное значение имеет качество контакта ребенка с матерью.
Что означает понятие «граница контакта»?
В материальном мире про любую вещь мы с вами всегда можем сказать — «моя», «чужая» или «общая». Для построения нормальных взаимоотношений с окружающими границы этих видов собственности должны быть, во-первых, четко выделены, а, во-вторых, соблюдаться всеми членами общества. Так вот, в психологическом плане точно также есть свои и чужие (мысли, желания, чувства, решения и т.д.), и точно также необходимо выделение и соблюдение границ — эти границы и есть границы контакта.
Что необходимо для того, чтобы граница контакта не нарушалась?
Ничего сложного здесь нет. Обратимся снова к аналогии с материальным миром: как мама удовлетворяет потребности новорожденного в еде, тепле, сне и т.д.? Правильно, по потребности. Современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить здорового малыша с частотой и в количестве, определяемом самим ребенком. Аналогично и с одеждой: мы одеваем малыша потеплее, если чувствуем, что он замерз и раздеваем, если он вспотел. В точности также должно быть и с контактом: если малыш просится на ручки — возьмите его, если, наоборот, прекрасно чувствует себя с игрушками и недоволен излишним вниманием — не нужно настаивать.
Далее. Так же, как мы заботимся о качестве питания, одежды и игрушек малыша, мы должны заботиться о качестве предоставляемого контакта с мамой. Полноценным может быть только контакт, полный любви, тепла и радости общения со своим малышом. Если мама берет малыша на руки по требованию, но лишь по обязанности, без желания — такой контакт по определению не может удовлетворить потребности ребенка.
По мере роста малыша увеличивается и его «собственная» зона — у него все больше разнообразных желаний, он все чаще сам принимает решения, настаивает на своем. И очень важно, чтобы родители уважали право ребенка на эту «собственность», не нарушали «границы контакта».
Чем младше ребенок, тем важнее для него именно телесный контакт — он должен быть достаточен по количеству (сколько времени мама проводит с малышом) и по качеству (от мамы при телесном контакте должны исходить любовь, теплота, нежность, спокойствие). Чем малыш старше, тем большее значение для него приобретает контакт в смысле межличностных коммуникаций, насколько при этом процессе уважаются его чувства, желания, потребности.
Какие факторы чаще всего приводят к нарушению границы контакта?
Ответ на этот вопрос вытекает из ответа на предыдущий — граница контакта нарушается:
а) При недостаточном (в количественном или качественном плане) удовлетворении психоэмоциональных потребностей ребенка:
-
Мама не берет малыша на ручки, когда он плачет, боясь «избаловать»;
-
Наоборот, мама или другие люди слишком много тискают малыша, навязывают свое общество;
-
Предоставляемый контакт формален, лишен тепла и любви;
б) При вторжении на территорию «собственного мира» ребенка:
-
Навязывание своих взглядов, диктаторская позиция по отношению к ребенку («дети всегда должны слушаться родителей», «мы решили отдать ребенка в музыкальную школу»);
-
Игнорирование желаний и чувств ребенка; ребенку постоянно не разрешают делать то, что он хочет («не бегай», «помолчи», «не трогай»);
-
У самих родителей нет полноценной границы контакта — в этом случае у ребенка перед глазами просто нет примера, как правильно выстроить эту границу, и, соответственно, отношения с миром (к примеру, в семье все решения принимает папа, все остальные должны беспрекословно подчиняться).
По Вашим наблюдениям — насколько часто кожные болезни у детей вызваны именно психологическими причинами?
Сразу оговоримся — в этой статье не идет речь о нарушении кожных покровов, вызванных различными видами ожогов, тяжелых инфекций и т.д. Если же говорить именно о различных высыпаниях, шелушении кожи, прыщиках — то мы считаем, что в подавляющем большинстве случаев это именно психосоматическое явление.
Как быстро исчезают кожные проявления при правильной психологической коррекции причин заболевания?
Первые результаты видны довольно быстро — через 1-2 месяца, но не стоит обольщаться — если не проработать до конца все возможные проблемы в семье — болезнь может вернуться. Для того, чтобы полностью устранить причину кожных проявлений, необходима большая работа родителей над собой, необходимо действительно что-то в себе изменить — а это всегда длительный и глубокий процесс.
В каких случаях вы рекомендуете обращаться к психологу по поводу проблем с кожей?
Во-первых, если кожные проблемы у малыша присутствуют практически постоянно, медикаментозное лечение и диеты дают лишь временный эффект и не приводят к полному выздоровлению.
Во-вторых, если Вы сами осознаете, что именно может являться причиной дисгармонии в Ваших отношениях с ребенком, но не можете сами справиться с этим. Причины подобных поступков родителей могут быть настолько разнообразны и находиться так глубоко, что просто необходим непредвзятый взгляд со стороны, чтобы их найти и профессиональная помощь, чтобы помочь их преодолеть.
Ольга Мещеринова, врач-педиатр центра «Белый Слон»
|