О семинаре «Психологическая готовность субъектов образовательного процесса к единому государственному экзамену»"
29 января 2009 года Информационно-психологический центр "Белый слон" выступил организатором городского семинара «Психологическая готовность субъектов образовательного процесса к единому государственному экзамену».
Единый Государственный Экзамен - новая практика для Российской системы образования. Любое нововведение содержит в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает тревогу, требует времени и усилий на адаптацию. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь.
Основная цель данного семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги, репетиторы и т.д. при подготовке к ЕГЭ и наметить пути их решения.
В работе семинара приняли участие представители ВУЗов, администрация, педагоги и психологи школ, нейропсихологи, психологи дополнительного образования и представители родительских комитетов.
Заслушав доклады, участники семинара отмечают актуальность следующих вопросов: своевременное выявление причин, провоцирующих затруднения в подготовке старшеклассников к ЕГЭ; влияние психологической готовности старшеклассника на результат ЕГЭ; обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в решении данных проблем.
Для достижения большей результативности в решении поставленной задачи необходим комплексный подход и взаимодействие различных образовательных структур. Итогом семинара стало решение участников о дальнейшей деятельности в обозначенном направлении.
Результатом данного семинара может быть принятие решения участников:
- 1. Расширять практику взаимодействия различных образовательных структур, общественных объединений, структур власти;
- 2. Активно участвовать в разработке тем, востребованных всеми субъектами образовательного процесса;
- 3. Проводить семинары и круглые столы не реже 2-х раз в год с целью обсуждения актуальных вопросов и поиска решений;
- 4. Информировать общественность о достигнутых договоренностях и принятых решениях.
В свете решений данного семинара НОУ ДО ИПЦ «Белый слон» предлагает следующие семинары:
- Март 2009 г. - «Нейропсихологический подход в формировании здорового поколения». К участию приглашаются педагоги, психологи, логопеды, неврологи, психиатры, представители структур власти и общественных организаций.
- Июнь 2009 г. - «Современные взгляды на роль и место семьи в жизни человека». К участию приглашаются представители образовательных и медицинских учреждений, государственных структур и общественных организаций.
- Октябрь 2009 г. - «Проблемы молодежи в современном мире».
Приглашаем Вас принять активное участие в подготовке и проведении обозначенных семинаров. Также будем рады участвовать в организованных вами семинарах и круглых столах, тем самым, продолжая и укрепляя наше взаимодействие и сотрудничество.
Участники семинара
В семинаре принимали участие:
Специалисты ИПЦ «Белый слон»:
Бельская А.Л. Нейропсихолог, врач-психиатр, психотерапевт.
Васильева Н.А. Филолог, психолог - реабилитолог, нейропсихолог.
Долбина Е.В. Психолог, преподаватель психологии, научный руководитель ИПЦ «Белый слон».
Зайнулова Д.А. Педагог-психолог, ведущий специалист программы «Технологии успешной учебы».
Коваленко И.В. Педагог-психолог, нейропсихолог.
Трофимова Н.А. Психолог, заместитель директора по научно-методической работе ИПЦ «Белый слон».
Федоренко Н.А. Психолог, генеральный директор ИПЦ «Белый слон».
Шипилова Н.Т. Педагог, психолог, специалист по связям с общественностью ИПЦ «Белый слон».
Представители образовательных учреждений:
Адамян М. В. Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 64
Филатов E.В. Заместитель директора по НМР лицея № 109
Эксперты:
Голубкова Н.И. Кандидат философских наук, президент МОО «Форума женщин Ур.ФО».
Киселев С.Ю. Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии и психофизики УрГУ им. А.М. Горького.
Крылова С.Г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии УрГПУ.
План докладов семинара
План докладов семинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ»
Вступительное слово. Голубкова Н.И. Кандидат философских наук, президент МОО «Форума женщин Ур.ФО». Федоренко Н.А. Психолог, генеральный директор ИПЦ «Белый слон».
Трудности, с которыми сталкивается образовательное учреждение (ученик, учитель, родитель) в процессе подготовки к ЕГЭ. Адамян М.В. Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 64
Направления сотрудничества различных образовательных учреждений в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ. Филатов E.В. Заместитель директора по НМР лицея № 109
Причины затруднений в подготовке к ЕГЭ с точки зрения нейропсихологии. Возможности решения данной проблемы. Бельская А.Л. Нейропсихолог, врач-психиатр, психотерапевт. Васильева Н.А. Филолог, психолог - реабилитолог, нейропсихолог.
Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ. Зайнулова Д.А. Педагог-психолог, ведущий специалист программы «Технологии успешной учебы».
Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ. Трофимова Н.А. Психолог, заместитель директора по научно-методической работе ИПЦ «Белый слон».
Роль внутренней и внешней мотивации старшеклассника в процессе подготовки к ЕГЭ. Долбина Е.В. Психолог, преподаватель психологии, научный руководитель ИПЦ «Белый слон».
Опыт сопровождения учебной деятельности школьников в рамках программ ИПЦ «Белый слон». Трофимова Н.А. Психолог, заместитель директора по научно-методической работе ИПЦ «Белый слон».
Презентация направлений работы ИПЦ «Белый слон». Федоренко Н.А. Психолог, генеральный директор ИПЦ «Белый слон».
Подведение итогов семинара. Голубкова Н.И. Кандидат философских наук, президент МОО «Форума женщин Ур.ФО».
Доклад 1 "Причины затруднений в подготовке к ЕГЭ с точки зрения нейропсихологии"
Причины затруднений в подготовке к ЕГЭ с точки зрения нейропсихологии. Возможности решения данных проблем
Бельская А.Л. Нейропсихолог, врач-психиатр, психотерапевт
Васильева Н.А. Филолог, психолог - реабилитолог, нейропсихолог
Нейропсихология - наука о формировании мозговой организации психических процессов. Обращение к данным нейропсихологии позволяет учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ, а также определить механизм стрессоустойчивости.
Нейропсихологи условно делят головной мозг на три функциональных блока:
Первый блок - подкорковых, стволовых структур - блок регуляции тонуса, энергетизации мозга. Эти структуры созревают в большей части к моменту рождения ребенка, на этот же период приходятся основные его повреждения, развитие продолжается до 1-3 лет.
Ребенок с дефицитом первого блока, при сохранности познавательных процессов, может производить впечатление ученика, который «все может, но не хочет». Такие дети быстро утомляются, отвлекаются, пишут небрежно, кладут голову на парту, раскачиваются на стуле. Здесь важно понимать, что это не лень, а особенность функционирования головного мозга. С возрастом, в результате развития вышележащих мозговых структур такие дети научатся регулировать свое состояние, но для эффективной умственной деятельности им должен быть обеспечен оптимальный режим психических нагрузок, четкая организация режима дня, здоровый сон и достаточное количество физической нагрузки. Для подростков с дефицитом первого блока возможность продемонстрировать свои знания на оптимальном уровне, в том числе на экзамене, во многом зависит от общего психофизиологического состояния. Именно они в состоянии «истощения» допускают ошибки «по невнимательности».
Второй блок - корковый - блок приема, хранения и переработки информации. Формируется и развивается в основном в период дошкольного детства. Дефицит в развитии данного блока часто становится причиной проблем в освоении учебного материала и снижает способности ребенка к обучению.
Известно, что часть функций локализуется в правом, а часть в левом полушарии. В правом - пространственные представления, способность мыслить образно, целостно. В левом - способность обрабатывать знаковую, речевую информацию последовательно, логически, аналитически. У каждого человека ведущим является одно из полушарий, однако интеллектуальная деятельность требует функционирования обоих полушарий.
Существующая система обучения и принцип построения заданий на ЕГЭ ориентированы на левополушарный тип мышления. Старшеклассники с ведущим правым полушарием испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать материал. Само по себе тестирование для них сложно, так как предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. Во время ЕГЭ правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях типа А, сколько там, где требуется развернутый ответ. Возможно, им стоит начинать с заданий блока В и С.
Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля. Его формирование заканчивается к 12-15 годам. Развитие третьего функционального блока позволяет компенсировать дефициты в развитии первого и второго. При благоприятном развитии можно наблюдать подростка, который ответственно подходит к учебной деятельности и подготовке к экзамену, прилагает необходимые волевые усилия.
Другой важный для данной темы вопрос нейропсихологии - функционирование головного мозга в стрессовой ситуации, так как экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и малопредсказуемого результата.
Эволюционное значение стресса заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных реакций (правое полушарие). Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. В такой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. В результате у ребенка возникают проблемы с концентрацией взгляда на листе и быстрым считыванием информации.
Как отмечалось выше, интеллектуальная деятельность требует функционирования обоих полушарий. Парную, координированную работу полушарий обеспечивает так называемое мозолистое тело - толстый пучок нервных волокон между правым и левым полушарием. В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела. Ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется, то есть головной мозг полноценно не функционирует.
Одним из основных условий для успешной элиминации стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг. Нейропсихологами разработаны специальные упражнения - дыхательные, двигательные. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель до экзамена по 15-20 минут в день. Особенно они показаны мальчикам, так как количество нервных волокон, обеспечивающих межполушарное взаимодействие, у мальчиков меньше, чем у девочек. Это и объясняет тот факт, что стрессоустойчивость у девочек выше. В ситуации экзамена для экстренной помощи достаточно выполнения и одного упражнения.
Доклад 2 "Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ"
Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ
Зайнулова Д.А.
Педагог-психолог, ведущий специалист программы
«Технологии успешной учебы»
Единый Государственный Экзамен на сегодняшний день - это непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, являющееся обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность.
Исследователи выделяют следующие наиболее значимые в процессе сдачи ЕГЭ психологические характеристики:
- Четкость и структурированность мышления;
- Высокая мобильность, переключаемость;
- Высокий уровень организации деятельности;
- Высокая и устойчивая работоспособность;
- Сформированность внутреннего плана действий;
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Форма тестирования предполагает умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.
Таким образом, сама форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне зависимости от привычных схем, чувствительность к смысловым нюансам и даже умение интуитивно определить верное направление решения или ответ, а также владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
Как правило, к старшим классам у каждого ученика уже складывается свой особый стиль учебной деятельности, основанный на уникальных особенностях памяти, мышления, работоспособности. Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.
Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Выбор стратегии зависит от уровня притязаний и осознания своих реальных возможностей в рамках данного учебного предмета. Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени на экзамене. Психологическая готовность к ЕГЭ включает в себя разработку и апробацию индивидуальной стратегии деятельности в подготовке и сдаче экзамена, учитывающую уникальные особенности психики, мышления и уровень притязаний учащегося.
Значительную роль играет общее психофизическое состояние подростка, которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием.
В целом, интеллектуально-психологическая готовность учащегося к успешной сдаче ЕГЭ может быть определена проявлением следующих навыков и качеств:
- системное знание дисциплин школьного курса;
- умение анализировать задания различного характера и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания;
- знание и использование присущих ученику особенностей восприятия, запоминания и структурирования информации;
- навык планирования и управления личным временем, самоорганизация;
- умение снять излишнее напряжение;
- владение приемами концентрации внимания и активизации мышления.
Таким образом, подготовка старшеклассников к ЕГЭ должна рассматриваться как обеспечение развития мыслительных процессов, установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами ученика, помощь в преодолении стресса, создание условий для формирования индивидуальной стратегии деятельности выпускника на экзамене.
Доклад 3 "Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ"
Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ
Трофимова Н.А.
Психолог, заместитель директора по научно-методической работе ИПЦ «Белый слон»
Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, что на данный момент является нововведением для Российской системы образования и потому вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей.
Больше того, ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.
В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор.
Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ЕГЭ. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Единого Государственного Экзамена.
Как отмечалось выше, ЕГЭ является одновременно выпускным и вступительным. Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени, а для аудиалов и кинестетиков усложняет задачу чисто визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам.
Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Доклад 4 "Роль внутренней и внешней мотивации старшеклассника в процессе подготовки к ЕГЭ"
Роль внутренней и внешней мотивации старшеклассника в процессе подготовки к ЕГЭ
Долбина Е.В.
Психолог, преподаватель психологии, научный руководитель ИПЦ «Белый слон»
Подготовка к сдаче ЕГЭ является одной из форм учебной деятельности. И как любая деятельность она определяется силой мотивации, то есть чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.
Мотивация может характеризоваться не только количественно (слабая - сильная, высокая - низкая), но и качественно. В этом плане выделяют понятия внутренней и внешней мотивации. Речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности имеет значение деятельность сама по себе (удовлетворение познавательной потребности, внутреннее желание проверить свои способности на экзамене), то говорят о внутренней мотивации. Если же значение имеют другие потребности (уважение значимых людей, социальный престиж, высокая отметка), то говорят о внешних мотивах.
Старшеклассники характеризуются устойчивостью структуры мотивационной сферы. Главными в структуре мотивации становятся самооценка, особенности личности.
Учитывая личностные особенности выпускника можно выработать стратегию поддержки, повышающую мотивацию к учебной деятельности, в частности, при подготовке к ЕГЭ.
В своей психологической практике мы встречаемся с определенными личностными особенностями старших подростков, которые условно можно объединить в три группы.
Подростки с особенностями нервной деятельности («хочу, но не могу»)
- Гипертимные, астеничные подростки, ребята, с низкой произвольностью.
- При подготовке к ЕГЭ таким выпускникам необходимо наличие внешней мотивации.
Подростки с психологическими проблемами («могу - не хочу»)
- Тревожные, неуверенные подростки.
- Для хороших результатов таким выпускникам необходимо сочетание внешней и внутренней мотивации.
Подростки с недостатком учебных навыков («хочу - могу - не знаю как»)
Такому ребенку достаточно создать условия для освоения технологий, способствующих более эффективному усвоению учебного материала и поддерживать внутреннюю мотивацию в дальнейшем.
Результат подготовки к ЕГЭ определяется сочетанием внутренней и внешней мотивации. Соотношение этих видов мотивации необходимо подбирать индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями старшеклассников.
|