Белый Слон

Наши программы

vesna1_400


vesna3_400


vesna2_400


Архив вопросов-ответов
Белый слон
Прайс-лист
Статьи специалистов
Консультации психолога
Контакты
  Наши программы / Для психологов и педагогов / Информационный семинар: «Трудности в воспитании современных детей: нейропсихологический подход»
627-077-887 (Бардина)

631-790-334 (Луначарского)


Информационные материалы по семинару: «Трудности в воспитании современных детей: нейропсихологический подход»



План семинара
Вступительное слово.
Доклад 1 "Основные закономерности развития ребенка с точки зрения нейропсихологии"
Доклад 2 "Нарушения внимания у дошкольников: импульсивность, гиперактивность"
Доклад 3 "Особенности взаимодействия с гиперактивным ребенком"
Доклад 4 "Леворукие дети: взгляд нейропсихолога"
Доклад 5 "Особенности дошкольников с задержкой психического развития"
Доклад 6 "Направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в ИПЦ «БЕЛЫЙ СЛОН»"




План семинара


Вступительное слово. Проблема детей с отклоняющимся развитием. Киселев С.Ю. Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии и психофизики  УрГУ им. А.М. Горького.

Основные закономерности развития ребенка с точки зрения нейропсихологии. Бельская А.Л. Нейропсихолог,  врач-психиатр, психотерапевт НОУ ДО ИПЦ «Белый слон».

Нарушения внимания у дошкольников: импульсивность, гиперактивность. Васильева Н.А. Нейропсихолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон».

Особенности взаимодействия с гиперактивным ребенком.  Губина О.В. Детский психолог, медицинский психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон».

Леворукие дети: взгляд нейропсихолога. Коваленко И.В. Нейропсихолог НОУ ДО ИПЦ «Белый слон».

Особенности дошкольников с задержкой психического развития. Степанова Н.С. Специальный психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон».

Направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в ИПЦ «Белый слон». Бельская А.Л. Нейропсихолог,  врач-психиатр, психотерапевт НОУ ДО ИПЦ «Белый слон». Губина О.В. Детский психолог, медицинский психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон».

 

Вверх



Вступительное слово.


Проблема детей с отклоняющимся развитием

  Киселев С.Ю.

Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии и психофизики  УрГУ им. А.М. Горького

На сегодняшний день в детской популяции существует парадоксальное скачкообразное увеличение количества детей с различными формами отклоняющегося развития. По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей из ДОУ и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля. Приблизительно 25% детей нуждаются в специализированной психологической коррекционной помощи. Количество детей с нарушениями в развитии психики, в основе которых лежит дефицитарность мозговых механизмов, по данным различных авторов, составляет до 30% в популяции.

В современной ситуации все больше детей сталкиваются с проблемами в освоении образовательных программ, наблюдается заметный скачок индекса агрессивности, девиантного поведения, случаев токсикомании, гиперактивности и дефицита внимания, резкое возрастание леворукости, снижение иммунных механизмов адаптации, десинхроноз функционирования различных систем организма ребенка.  Часто такие дети не имеют клинических диагнозов, но демонстрируют выраженные признаки дезадаптивного поведения. Именно они составляют большой контингент тех детей , которых называют «неуспевающие» и «трудные» дети.

В чем причины такого положения дел? Причины многообразны. Многие специалисты сходятся во мнении, что это, главным образом, связано с последствиями развития человеческой цивилизации. Прежде всего, большое количество мутагенных факторов - экологические катастрофы, загрязнение воды, скачок в области развития средств связи, кардинально изменивший электромагнитное поле Земли, лавинообразное применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов - привело к накоплению в генофонде человеческой популяции большого количества мутантных и слабых генов. Это тот негативный генетический груз, которым человечество платит за развитие цивилизации.

С другой стороны, внешняя среда, в которой происходит развитие современного ребенка, очень часто не является развивающей. Ребенок с самого рождения начинает испытывать негативные внешние воздействия, которые накапливаются по мере его развития: родовые  травмы, искусственное вскармливание,  ограничение в двигательной активности, однообразие внешней обстановки, компьютерная субкультура, ранние программы обучения и пр.

Таким образом, перед современной наукой и практикой стоит проблема разработки адекватных методов диагностики и эффективной коррекции развития детей с отклоняющимся развитием. Опираясь на опыт, можно говорить о том, что одними из наиболее эффективных методов в работе с такими детьми стали методы, разработанные в рамках нейропсихологического подхода.

 

Вверх



Доклад 1 "Основные закономерности развития ребенка с точки зрения нейропсихологии"


Бельская А.Л.

Нейропсихолог,  врач-психиатр, психотерапевт НОУ ДО ИПЦ «Белый слон»

Нейропсихология - наука о формировании мозговой организации психических процессов.

Детская нейропсихология-наука, изучающая взаимосвязи формирования высших психических функций, познавательной сферы ребенка и созревания центральной нервной системы, в частности головного мозга. Необходимо отметить, что детская нейропсихология изучает здоровых детей и  те индивидуальные особенности, которые будут перечислены ниже, входят в понятие «норма».

Нейропсихологи условно делят головной мозг на три функциональных блока:

Первый блок - подкорковых, стволовых структур - блок регуляции тонуса, энергетизации мозга. Эти структуры созревают в большей части к моменту рождения ребенка, на этот же период приходятся основные его повреждения, связанные нередко с особенностями родовой деятельности матери. Развитие первого блока мозга продолжается до 1-3 лет.

Ребенок с дефицитом первого блока, при сохранности познавательных процессов, может производить впечатление, что он «все может, но не хочет». Такие дети быстро утомляются, отвлекаются, вскакивают, ерзают, не могут играть по правилам, во время занятий кладут голову на стол или раскачиваются на стуле.  Важно понимать, что это не лень, а особенность функционирования головного мозга. С возрастом, в результате развития вышележащих мозговых структур такие дети научаются регулировать свое состояние, но для эффективной умственной деятельности им должен быть обеспечен оптимальный режим психических нагрузок, четкая организация режима дня, здоровый сон и достаточное количество физической нагрузки.

Второй блок - корковый - блок приема, хранения и переработки информации. Он расположен в наружных отделах коры мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры.  Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную  и кинестетическую информацию извне и любое восприятие будет являться  результатом их совместной работы. Дефицит в развитии данного блока часто становится причиной трудностей при освоении учебного материала и снижает способности ребенка к обучению.

Известно, что часть функций локализуется в правом, а часть-в левом полушарии. В правом - пространственные представления, способность мыслить образно, целостно. В левом - способность обрабатывать знаковую, речевую информацию последовательно, логически, аналитически. Специализация больших полушарий у каждого ребенка происходит с разной скоростью. В среднем, правое полушарие активно развивается в 4-7 лет, а левое -  в 9-12 лет.  При этом для созревания функций левого полушария необходимо нормальное развитие правого полушария. Нарушение в формировании этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.

У каждого человека ведущим является одно из полушарий, однако любая деятельность требует активного функционирования обоих полушарий.  Их парную, координированную работу обеспечивает так называемое мозолистое тело -  толстый пучок нервных волокон между правым и левым полушарием. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных волокон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечивает у них более высокие компенсаторные механизмы. При нарушении межполушарных взаимодействий мозг человека полноценно не функционирует.

Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля. Его формирование заканчивается к 12-15 годам. Развитие третьего функционального блока позволяет компенсировать дефициты в развитии первого и второго.

Срок перехода от одного этапа развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной деятельности. Если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание.

При этом для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии, поскольку энергия мозга   ограничена в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки.

Например, при раннем обучении ребенка цифрам и буквам (до 5-летнего возраста) может произойти искажение нормального развития. Формируется минимальная мозговая дисфункция, когда один участок мозга развивается быстрее за счет другого.

Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявится в различного рода эмоционально-личностных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических реакциях, заикании, нарушении речи, тиках и навязчивых движениях.

Опережающая нагрузка на мозг, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает подкорковые образования, которые уже завершили свое развитие и утратили возможности восстановления.

Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы или математики не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.п. Ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту.

Раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению может спровоцировать нарушение развития!

До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный коррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие.

Таким образом, обращение к данным нейропсихологии позволяет  более эффективно организовать процесс обучения и воспитания, учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, действуя в соответствии с природой.

 

Вверх



Доклад 2 "Нарушения внимания у дошкольников: импульсивность, гиперактивность"


Васильева Н.А.

Нейропсихолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон».

Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Как правило, синдром нарушения внимания в детском возрасте проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в межличностных отношениях, имеющих значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих, в первую очередь для учителей и одноклассников.

Каковы причины данного нарушения? Какие стратегии можно использовать для оказания помощи данным детям?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью  - это отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.

К признакам дефицита внимания относятся:

  1. неспособность ребенка удерживать внимание на деталях;
  2. трудности сохранения внимания при выполнении заданий и в играх;
  3. неспособность придерживаться предлагаемой инструкции и справляться до конца с выполнением уроков и пр.;
  4. сложности в организации самостоятельного выполнения заданий;
  5. сопротивление вовлечению в выполнение заданий, требующих длительного умственного напряжения;
  6. ребенок часто теряет вещи, необходимые в детском саду и дома;
  7. частые отвлечения на посторонние стимулы;
  8. забывчивость в повседневных ситуациях;
  9. часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную речь.

Дополнительные признаки:  

 1. Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

2. Эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Нарушения отношений с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. На детей, страдающих СДВГ, обычные наказания и поощрения не действуют.

4.  Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак - несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из показателя IQ.

5.   Поведенческие расстройства при СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

6.  Другие особенности. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.

К признакам гиперактивности относятся:

  1. беспокойные движения в кистях и стопах;
  2. неусидчивость (ребенок часто встает со своего места, когда нужно оставаться на месте);
  3. бесцельная двигательная активность;
  4. трудности в соблюдении тишины и спокойствия во время игры;
  5. когда ребенок постоянно находится в движении, как будто к нему «прикрепили мотор».

К признакам импульсивности относятся:

  1. болтливость;
  2. склонность отвечать на вопросы, «не задумываясь», не дослушав;
  3. трудности ожидания своей очереди;
  4. склонность мешать другим, вмешиваться в разговор, в игру.

Таким образом, гиперактивность - необязательный признак СДВГ. У части детей с СДВГ двигательная активность, наоборот, снижена. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - трудности усвоения школьных навыков.

Исследования СДВГ в когнитивной психологии и психофизиологии свидетельствуют о неоднородности этого синдрома.

В основе различных нарушений регуляции деятельности могут лежать:

  1. дефицит управляющих «лобных» функций (Barkley, 1998);
  2. дефицит энергетических ресурсов (Sergeant et al., 1999);
  3. особенности мотивационных процессов, приводящие к невозможности длительно удерживать внимание (Sonuga-Barke, Houlberg, and Hall, 1994 Booth et al., 2004).

По мнению большинства исследователей как в России, так и за рубежом, этиология СДВГ имеет комбинированный характер.

На развитие у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью влияют две группы факторов:

1. биологические - генетическая предрасположенность; патология беременности и родов, особенности биологической (медиаторной) регуляции мозговой деятельности; анатомические отклонения в развитии мозга, отклонения в функциональном состоянии мозга;

2. социальная ситуация развития ребенка - глобальные изменения и тенденции информационного общества (общая смена речевой культуры на визуальную), требования, предъявляемые обществом к ребенку, традиции воспитания, тип взаимоотношений в семье.

Диагноз СДВГ ставится врачом (невропатологом, психоневрологом, реже педиатром) на основании поведенческих характеристик ребенка.

Основные направления педагогической и психологической коррекции:

При дефиците активации:

  • наблюдение за работой в классе, подбор оптимального времени для подачи наиболее трудного материала;
  • обучение техникам самоактивации и релаксации (двигательная коррекция, дыхательные упражнения, тактильная стимуляция с элементами самомассажа);
  • частая смена деятельности с целью повышения уровня активации.

При дефиците управляющих функций:

  • внешняя регуляция деятельности (схемы, рисунки);
  • речевая регуляция деятельности (повышение громкости голоса);
  • обучение и приучение к использованию техник самоконтроля (проверки) после выполнения заданий;
  • составление, проговаривание плана деятельности как самим ребенком, так и совместно с родителями;
  • жесткий режим, использование наглядных, легко доступных планов (распорядков, расписаний дня).

Система оказания помощи детям с нарушениями внимания на ранней стадии развития может отвечать потребностям ребенка в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности его окружения.

Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки с трудом адаптируются к коллективу. В 30 - 70% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Возрастная динамика основных проявлений СДВГ

(по материалам American Psychiatric Association. 1994. 83-85., ADHD in Adulthood 1999, Weiss, Hechtman and Weiss.)

Возраст 9 - 10 лет является критическим этапом в созревании фронто-таламической регуляторной системы. В этот период дефицит внимания может исчезнуть, а может и сохраниться, что во многом зависит от выраженности первоначальных изменений.

Гиперактивность часто сменяется внутренним беспокойством.

Проявления у взрослых: трудоголик; слишком много дел в расписании, непомерно загружен работой; сам выбирает очень активную работу; постоянно занят, что приводит к проблемам в семейных отношениях; слишком много говорит.

Проявление импульсивности у взрослых часто приводит к более серьезным последствиям: плохо переносит неудачи и разочарования; увольняется с мест работы; рвет отношения с людьми; превышает скорость при вождении; теряет самообладание; склонен к появлению зависимости.

При дефиците внимания: с трудом поддерживает внимание (во время встречи, при чтении, при работе с бумагами); склонен откладывать дела «на потом», вплоть до паралича деятельности;  медлителен, неэффективен; плохо планирует рабочее время; неорганизован.

В заключение хочется отметить, что многие известные деятели, такие, как Г.Песталоцци, У.Черчилль, Б. Франклин - судя по описаниям биографов - в детстве были гиперактивными.

Однако, если не идет речь о сверхспособностях, то при отсутствии помощи жизнь гиперактивного ребенка может превратиться в мучение. И только в том случае, если родители и воспитатели, врачи и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации таких детей, они смогут реализовать себя, найдя свой путь в жизни.

Вверх



Доклад 3 "Особенности взаимодействия с гиперактивным ребенком"


Губина О.В.

Детский психолог, медицинский психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон»

В последнее время в России и во всем мире наблюдается рост детской гиперактивности. Гиперактивность, наряду с невнимательностью и импульсивностью, - это одно из клинических проявлений СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью), она же является основным проявлением заболевания в дошкольном возрасте.  

Однако, не всегда излишняя двигательная активность ребенка служит поводом для постановки диагноза. Дети от трех до семи-восьми лет испытывают повышенную потребность в движении, при её подавлении у ребенка возникает реакция протеста: сначала в виде небольшого непослушания, а после - если двигательная активность ребенка  систематически подавляется и не находит выхода в более рациональных видах детской деятельности-реакция протеста приобретает стабильный характер, что приводит к невротизации личности ребенка, двигательной расторможенности. В дошкольном возрасте нужно учитывать потребность ребенка в движении: малыш должен иметь возможность достаточно много двигаться, как во время прогулки, так и во время пребывания в группе. Важно, чтобы двигательные занятия были осмысленными: подвижные игры, спортивные  упражнения, танцы и здесь понадобится организующая помощь взрослого.

Повышенная двигательная активность может служить сигналом о психоэмоциональном напряжении,  которое испытывает ребенок, находясь в стрессовой ситуации. Это может быть новая, непривычная  для ребенка ситуация (начало посещения детского сада, период адаптации к новому коллективу), конфликтные отношения с воспитателем, сверстниками, родителями, напряженные отношения в семье. Такая «гиперактивность» появляется неожиданно и  поведение ребенка постепенно нормализуется по мере разрешения стрессовой ситуации.

Нередко среди дошкольников можно встретить ребенка, двигательная активность которого выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Такие дети, как правило, отличаются постоянной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает, высокой чувствительностью к внешним раздражителям, разговорчивостью, импульсивностью, эмоциональной лабильностью, желанием быть в центре внимания,  вспыльчивостью. В более тяжелых случаях поведение характеризуется отсутствием целенаправленности, расторможенностью. Для гиперактивных детей характерен повышенный мышечный тонус, нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики, плохой сон, повышенная потливость при незначительной нагрузке, и пр.

Дошкольников с признаками гиперактивности важно как можно раньше направить на консультацию к неврологу для постановки точного диагноза, так как СДВГ может стать, в дальнейшем, причиной школьной неуспеваемости, неадекватного поведения. Психологи и врачи признают необходимость комплексной помощи гиперактивным детям: это и медикаментозная поддержка, и нейропсихологическая коррекция, и психолого-педагогическое сопровождение.

Воспитателю, позже учителю, так же, как и  родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации  гиперактивного ребенка  к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо понимать, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, невнимательность, импульсивность в поступках и в выражении чувств - это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

Первое, что может сделать воспитатель - это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьёз, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями - являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказания) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным -  спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

У детей младшего возраста (примерно до 5 лет) преобладает непроизвольное внимание, в возрасте 4-5 лет появляются первые успехи произвольного поведения и к 6-7 годам ребенок уже может  произвольно регулировать свое поведение. У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно и увлекательно, с элементами игры и  прослеживаемым результатом,  гиперактивному ребенку будет намного легче  сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет циклический характер, когда короткий период работоспособности  (5-10 минут) сменяется периодом «отдыха»  мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Гиперактивный ребенок таким образом как бы накапливает силы, чтобы вновь приступить к целенаправленной деятельности. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению, обратить внимание ребенка на материал занятия.

Минутки активного отдыха на занятии помогут отдохнуть и будут полезны  не только гиперактивным детям, но и всем ребятам в группе.

При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также, как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.

Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т.к.   Ребенку с СДВГ трудно запомнить и соблюдать правила игры,  он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных  качествах и поступках  поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное поведение. Создавайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Гиперактивные дети  чаще всего имеют добродушный нрав, агрессивность сама по себе им не свойственна. Но поскольку их часто осуждают,  не хотят понимать и принимать в общество, характер  начинает «портиться»: в поведении ребенка появляется агрессивность, отказ от соблюдения правил. Как правило, годам к 12-13 синдром СДВГ уходит, но появляются другие проблемы: ребенок уже привык к отвержению и начинает обращаться с обществом так, как обращались с ним, то есть отвергать, поведение может приобрести асоциальный характер. У более ранимых и чувствительных детей появляется скованность, неуверенность в общении. В напряженных ситуациях гиперактивные дети легко «выходят из себя», провоцируя конфликты.

И наоборот, когда гиперактивного ребенка пытаются понять, стараются договориться, устанавливая правила поведения, он не испытывает излишнего психоэмоционального напряжения, ему легче изменить свое поведение, деятельность постепенно приобретает более целенаправленный характер. Ребенок растет общительным и доброжелательным.

Второй необходимый шаг со стороны воспитателя - это установление конструктивного сотрудничества  с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка - это поможет  снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет и на поведение ребенка в группе. Если требования взрослых и механизмы помощи ребенку в семье и в детском саду совпадают, то ребенку намного легче освоить желаемое поведение, не испытывая трудностей из-за различных требований взрослых.

Иногда отношения в семье гиперактивного ребенка бывают серьёзно напряжены, в этом случае следует рекомендовать  работу с психологом. Посещая совместные детско-родительские занятия, взрослый  начинает лучше понимать своего ребенка, осваивает основные методы взаимодействия с ним, учится оказывать ребенку помощь в преодолении проявлений гиперактивности. Всё это благоприятно сказывается на поведении ребенка не только дома, но и в детском саду.

   Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий, во время обеда, сна и пр. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать своё поведение.

     Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремлённым. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно заметить и во взрослом возрасте.

 

 

Вверх



Доклад 4 "Леворукие дети: взгляд нейропсихолога"


Коваленко И.В.

Нейропсихолог НОУ ДО ИПЦ «Белый слон»

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного и непознанного, что говорить о леворуких как об однородной, однотипной группе с определёнными и характерными чертами довольно трудно. Хочется подчеркнуть, что леворукость - это не просто преимущест­венное владение левой рукой, но отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Говоря  о  происхождении  леворукости, можно  выделить следующие группы:

Генетическая  леворукость - леворукость, передаваемая  по  наследству, не  связанная  с  нарушениями  в  развитии. В  семьях, где  хотя  бы один  родитель  - левша, вероятность  встретить  леворукого  ребенка  гораздо  выше, чем  если  оба  родителя - правши.

Патологическая  леворукость - ее  происхождение  связывают  с  патологиями  периода  внутриутробного  развития  и  родов. В  этом  случае  леворукость, как правило,  сочетается  с  нарушениями  и  задержками  в  развитии  речи, восприятия, моторных  функций; здесь леворукость как бы сопровождает другие особенности развития ребенка.

Вынужденная  леворукость - возникает в ситуациях, когда  праворукие  люди под  влиянием  внешних  обстоятельств (серьезная или длительнаятравма), а  не  в  силу  биологических  причин  становятся  левшами.

Самые  серьезные  трудности, с  которыми  может  столкнуться  педагог, это  проблемы  леворуких  детей  с  патологической  леворукостью  и  проблемы  переученных  левшей.

Переучивание  является  одной из самых острых проблем леворукости. Еще не так давно вопрос о выборе руки для письма и не возникал, а решался просто и однозначно: всем писать только правой рукой, несмотря на то, что столь жесткие меры сопровождаются значительными школьными проблемами и даже нарушениями здоровья. В 1987 году среди 7-9-летних москвичей отмечалось 13% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, но в 14-15 лет леворуких детей оказалось лишь 4%. Это свидетельствует о том, что только треть леворуких сохранила свою леворукость.

Следует отметить, что  переучивание  может  быть  и  ненасильственным: если ребенка  окружают  только  праворукие, то, подражая  взрослым, он  тоже  старается  работать  преимущественно  правой  рукой.

Другой  пример: воспитатель  в  детском  саду, начиная  занятия  по  ИЗО, говорит: «Возьмите  карандаш  в  правую  руку». Она не планировала  переучивать, но  ребенок, для  которого  воспитатель - авторитет, берет, как   сказали, карандаш  в  правую  руку  и  пытается  рисовать, несмотря  на  неудобство.

Специальные  исследования  показали, что  у  переученных  левшей  на  всю  жизнь  остается  более  тонкая  координация  левой  руки. Как правило, они только  пишут  правой  рукой (почерк, при этом, обычно  далек  от  совершенства), а  все  остальные  действия  выполняют левой. У переученного  ребенка  часто отмечают  повышенную  возбудимость, колебания  настроения, беспокойный  сон, заикание, энурез. Родители и  педагоги  обычно  не  связывают  эти  проблемы  с  переучиванием, но статистика  подтверждает  -  у   переученных  левшей  гораздо  чаще  встречаются  неврозы.

Леворукие  дети в школе гораздо  чаще, чем  их  праворукие  одноклассники оказываются  в числе  неуспевающих. Безусловно, «школьные»  проблемы  начинаются  не  в 1-2 классе, а  гораздо  раньше.  Успех  в  овладении  школьными  предметами во многом зависит от  того  как  развивался  ребенок  в  дошкольный  период. Выделим  характерные особенности  развития  леворуких  детей, которые  необходимо  учитывать  при  подготовке  к  школе:

  • - нарушения или дефицит речевого развития;
  • - нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприятия;
  • - нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти, пальцев;
  • - нарушения зрительно-моторных интеграций.

На основе этих функций идет формирование базовых учебных навыков письма и чтения, поэтому так важно еще до школы, в пять-шесть лет, выстроить работу по подготовке леворукого ребенка так, чтобы, по возможности, скомпенсировать или скорректировать данные нарушения. 

В силу своих особенностей, леворукие дети нуждаются в квалифицированном сопровождении специалистов в нейропсихологическом центре "Белый Слон"

Вверх



Доклад 5 "Особенности дошкольников с задержкой психического развития"


Степанова Н.С.

Специальный психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон»

Задержка психического развития детей (ЗПР) характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениямипознавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

ЗПР представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой - мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и/или различной степенью незрелости мозговых структур.

Основные группы причин, обусловливающих нарушения:

  1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.
  2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.
  3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.
  4. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.
  5. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.
  6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.

Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием.

Среди классификации ЗПР наиболее разработанной можно считать классификацию К.С.Лебединской.

 

Тип ЗПР

Обусловленность

Проявления

Прогноз

ЗПР конституционального генеза

Наследственно обусловленный психический, психофизиологический инфантилизм

-  гармонический

- дисгармонии-ческий

- черты эмоционально-личностной незрелости

-  «детскость» поведения

-   живость мимики

-  в случае дисгармонического инфантилизма - аффективные вспышки, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и истерическим реакциям

Благоприятный

ЗПР соматогенного генеза

Хронические соматические заболевания внутренних органов

-  неуверенность, робость

-  безынициативность

-  капризность

- затрудненное формирование позитивных личностных качеств

Индивидуально

ЗПР психогенного генеза

Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие воздействия среды

- низкая работоспособность

- лабильность нервной системы

- неразвитость произвольной регуляции

- возможные типы эмоционального реагирования:

* агрессивно-защитный;

* пассивно-защитный;

* «инфантилизированный»

В зависимости от возможности перестройки стиля семейного воспитания

ЗПР церебрально-органического генеза

Органическое поражение центральной нервной системы

1 вариант: преобладание черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма

2 вариант: доминирование симптомов поврежденности, низкий уровень овладения всеми видами произвольной деятельности, задержка формирования предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности.

Индивидуально, в зависимости от глубины повреждения и возрастной динамики.

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Дети не могут сосредоточиться на задании, часто отвлекаются, непонимание инструкции является скорее следствием низкого объема внимания и слабой концентрации.

 Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.

В проявлениях синдрома гиперактивности у детей с ЗПР сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости внимания и отвлекаемости с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. При выполнении задания им необходима постоянная организующая помощь. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В исследованиях многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР, дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность.

Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. При нормальном развитии у детей 6-7 лет преобладают игры с правилами (60%) и сюжетно-ролевые игры (40%). Дети с ЗПР чаще всего не усваивают правила игры, у них преобладают   сюжетно-ролевые игры (53%), а также встречаются процессуальные игры с элементами сюжета (34%) и манипулятивно-процессуальные игры (13%), которые не встречаются у нормально развивающихся детей того же возраста и характерны для детей, страдающих интеллектуальными нарушениями развития.

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (инфантилизм). При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная самооценка; несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.

Процесс обучения детей с ЗПР предполагает дозированность учебных нагрузок, снижение темпа освоения учебного материала, эмоциональное подкрепление и организующую помощь на занятиях.

 

Вверх



Доклад 6 "Направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в ИПЦ «БЕЛЫЙ СЛОН»"


  Бельская А.Л.

 Нейропсихолог,  врач-психиатр, психотерапевт ИПЦ «Белый слон».

Губина О.В.

Детский психолог, медицинский психолог ИПЦ «Белый Слон».

В настоящее время педагоги, психологи и врачи отмечают значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии: растет число детей с диагнозом СДВГ, число леворуких детей, процент детей, испытывающих трудности в обучении. Традиционные развивающие методики в этом случае не приносят ожидаемого результата. Возникает необходимость в разработке и апробации новых технологий. Как показала практика,  один из наиболее эффективных подходов для работы с такими детьми - нейропсихологический подход.

В современной нейропсихологии можно выделить два основных направления - коррекционное и развивающее. Коррекционные программы создаются для детей с отклонениями в развитии, здесь необходима глубокая и серьезная работа специалиста-нейропсихолога по определению специфической проблемы ребенка, восполнению дефицитов развития, приближению онтогенеза к нормальному течению.

В рамках развивающего направления используются отдельные элементы нейрокоррекции, например, тренинг межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственого восприятия, кинезиологические комплексы упражнений, которые могут использовать педагоги, воспитатели детских садов, логопеды Екатеринбурга, психологи на своих занятиях.

В деятельности ИПЦ «Белый слон» представлены оба эти направления:

Более 5 лет реализуется коррекционная нейропсихологическая программа «Умные движения». Методологической основой программы являются современные представления  о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р.Лурия); учение Л.С. Цветковой о   психологической реабилитации и формирующем обучении; исследования А.В.Семенович о возможностях метода «замещающего онтогенеза».

Программа «Умные движения» включает в себя 24 занятия, как правило, 2 раза в неделю по 1 часу. В структуре каждого занятия представлены упражнения каждого блока: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, обязательно присутствуют игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, формирование произвольности. Оптимальное число участников - 5-7 человек. Группы формируются с учетом возраста и исходного нейропсихологического статуса,  в некоторых случаях показаны индивидуальные занятия.  По окончании программы у большинства детей улучшается память и концентрация внимания, повышается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. Ребята учатся лучше чувствовать собственное тело, приобретают навыки саморегуляции, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ценностью программы является проведение нейропсихологической диагностики в начале и в конце занятий. Такой подход позволяет удостовериться, что ребенок не просто хорошо провел время, поиграл, порадовался и активизировался на занятиях (что само по себе тоже важно!), но и получил эффективную помощь, которая позволила преодолеть специфическую трудность ребенка, лежащую в основе отклоняющегося развития.

Особенностью программы «Умные движения» является активное привлечение родителей в коррекционную работу с детьми: родители прямо присутствуют на занятиях, активно включаются в процесс и получают задание на дом - комплекс упражнений, который следует делать дома. Такой методический шаг позволяет использовать очень важный ресурс в развитии ребенка - детско-родительские отношения, которые являются очень значимыми в период раннего онтогенеза ребенка. Занятия, которые родители проводят с ребенком дома, с одной стороны, во многом усиливают тот эффект, который ребенок получает в коррекционной группе, а с другой стороны, родитель буквально на собственном теле ощущает трудности, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни, начинает лучше понимать проблемы своего ребенка, относиться к ним чутко и с пониманием.

Следует учитывать, что наиболее благоприятный возраст для нейропсихологической коррекции - 5-9  лет. Исключения составляют дети с повышенной эпиготовностью и серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Для дошкольников, отличающихся повышенной двигательной активностью, импульсивностью, а также трудностями концентрации внимания в ИПЦ «Белый слон» разработана программа «Непоседы». Она носит коррекционно-развивающий характер и направлена, в первую очередь, на гармонизацию детско-родительских отношений в семье гиперактивного ребенка, поскольку  доброжелательная, ровная эмоциональная атмосфера, соблюдение режима и отсутствие интеллектуальных перегрузок позволяют активизировать компенсаторные механизмы в развитии дошкольника.

Учитывая, что стресс - это психофизиологическое состояние, сопровождающееся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия (исключить, удалить) возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Предлагаем вашему вниманию комплекс специальных антистрессовых кинезиологических упражнений с использованием арт-терапевтических технологий для старших дошкольников и воспитателей (на основе авторской методики А. Л. Сиротюк).

Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей:

Рекомендуем выполнять упражнения ежедневно по 20-30 минут в течение 1,5-2 месяцев. Упражнения выполняют сидя, в спокойной обстановке, можно с использованием музыкальных произведений в качестве фона. Первые два упражнения эффективны в качестве экстренной помощи при стрессе.

Лобно-затылочная коррекция

Материалы для работы: лист формата А4, масляная пастель.

Цель данного упражнения: активация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации, обретение "ключа" как автоматизированного способа совладения со стрессом.

Предложите ребенку, сидя в удобном и комфортном для него месте, положить одну ладонь на затылок, другую - на лоб. Далее пусть он закроет глаза и представит любую неприятную и пугающую его ситуацию. Затем глубокий вдох - пауза - выдох - пауза. Теперь предложите малышу представить данную ситуацию, но уже не пугающей и тревожащей, а как бы в положительном аспекте. Обратитесь к ребенку со словами: "Подумай, как можно удачно справиться с имеющейся проблемой! Что ты сейчас ощущаешь после того, как успешно разрешил свою неприятную ситуацию? Запомни этот образ". После того как ребенок почувствует появление синхронной "пульсации" между затылочной и лобной частью, самокоррекция завершается глубоким вдохом - паузой - выдохом - паузой. Время на выполнение первой части от 30 секунд до 10 минут до появления синхронной пульсации в ладонях.

Теперь попросите ребенка нарисовать на листе образы, которые он представлял, ощущая успешное преодоление ситуации. Это может быть как реальная картина, так и абстрактная.

Словесное описание своих ощущений по нарисованной картине.

Поскольку у ребенка будет несколько ситуаций, в которых он чувствует растерянность и страх, то будет и несколько рисунков в виде визуальных образов-"ключей". Теперь нужно практиковать и доводить до автоматизма включение визуального образа-"ключа". Допустим, ребенку предстоит выступление на утреннике. Для этой ситуации разработан свой образ в виде рисунка-"ключа". Малыш либо до ситуации, либо во время нее мысленно представляет свой рисунок-образ, и у него автоматически появляется синхронная пульсация между затылочной и лобной частью. Это выглядит следующим образом: негативная ситуация > ладони на затылке и лбу > образ-"ключ" > синхронная пульсация > успешное разрешение ситуации.

Ахилл

Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

Если упражнение выполняется дома, можно негромко включить спокойную музыку. Предложите ребенку легонько ущипнуть ахилловы сухожилия (над пяткой) на обеих ногах, а затем подколенные сухожилия. Далее их нужно мягко погладить несколько раз.

Растяжка ахиллова сухожилия

Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

Попросите ребенка встать к стулу, держась руками за его спинку, и выставить одну ногу вперед. Далее поочередно делаются выпады на колено выставленной вперед ноги. При этом нога, расположенная сзади, должна быть прямая.

Маятник

Цель упражнения: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

Материалы для работы: любое ритмичное музыкальное сопровождение.

Попросите ребенка зафиксировать голову, смотреть прямо перед собой и совершать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, влево, вправо) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), после чего свести глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. В фазе глубокого вдоха малыш совершает движения глазами, затем несколько секунд удерживает глаза в одном положении, задержав дыхание. Возврат в исходное положение сопровождается выдохом.

Когда ребенок овладеет совмещением движений глаз с дыханием, можно подключать к деятельности однонаправленные движения языка. Например, глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза. Глаза и язык влево - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза и т.д.

Уши

Цель упражнения: энергетизация мозга.

Материалы для работы: любая тихая и спокойная музыка, масляная пастель, листы формата А4.

Попросите ребенка осторожно расправить и растянуть внешний край каждого уха в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке - 5 раз. Далее нужно помассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице - 5 раз.

Теперь предложите малышу на мгновение закрыть глаза и постараться увидеть свои ощущения внутренним зрением. Как только ребенок почувствует, что готов рисовать увиденное, пусть открывает глаза и приступает к работе.

Когда рисунок будет готов, необходимо придумать ему название и рассказать, что нарисовано, иными словами, описать свои ощущения.

Постукивание

Цель упражнения: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.

Предложите ребенку выполнить своеобразный массаж области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого кругового постукивания 15-20 раз слева направо.

Дыхательное упражнение

Цель упражнения: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

Попросите ребенка сделать глубокий вдох и одновременно сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Далее - медленный неторопливый выдох и снова сжатие кулака с некоторым усилием. Затем, ослабляя кулак, - вдох. Упражнение повторяется 5 раз. Для большей эффективности его рекомендуется выполнять с закрытыми глазами. Упражнение способствует точному запоминанию важной и сложной информации.

Дыхательное упражнение Эверли

Цель упражнения: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений, визуализация состояния уверенности в себе.

Материалы для работы: бумага формата А4, акварельные краски, беличьи кисти, баночка для воды.

Регулярное выполнение данного упражнения в течение 1-2 недель способствует формированию антистрессовой устойчивости. При владении антистрессовым навыком все негативно-стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно.

Предложите ребенку закрыть глаза и положить левую руку на пупок, а правую сверху, так, чтобы было удобно. Далее попросите представить внутри себя надувной резиновый шарик. При каждом вдохе нужно представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и "надувает шарик". По мере заполнения шарика воздухом руки ребенка должны подниматься вверх. "Надувание шарика" в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Сначала продолжительность вдоха составляет 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличить до 3-х секунд. Для задержки дыхания на 2 секунды достаточно повторить про себя фразу: "Мое тело спокойно". Затем следует медленно выдохнуть. И снова повторить про себя фразу: "Мое тело спокойно". Продолжительность выдоха должна быть больше, чем вдоха, и составлять 3-4 секунды. Четырехфазовое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.

Обращаем внимание родителей на необходимость пристального наблюдения за состоянием ребенка во время выполнения упражнения - при возникновении у малыша легкого головокружения занятия следует прекратить. Но не стоит полностью отказываться от упражнения. Нужно учесть это и в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение рекомендуется выполнять днем, утром и вечером, а также в   стрессовой ситуации.

Когда ребенок будет легко выполнять упражнение, для усиления эффекта можно предложить в конце нарисовать свои ощущения. Это будет способствовать укреплению уверенности в себе. Рисунок лучше выполнять акварельными красками. По окончании работы ей необходимо дать название и рассказать о тех чувствах, которые возникли у малыша.

Стирание из памяти стрессовой информации

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги - если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Все приведенные упражнения способствуют восстановлению межполушарного взаимодействия, активизации нейроэндокринного механизма, который обеспечивает адаптацию к стрессовой ситуации и постепенному психофизиологическому выходу из нее.

В завершение хочется еще раз подчеркнуть, что левшам необходима поддержка, как родителей, так и специалистов, развивающих различные стороны психической деятельности с учетом специфических особенностей мозговой организации у левшей. Понимать, принимать, быть рядом хотя бы для того, чтобы эти невероятные и необыкновенные свойства были не тормозом в развитии ребенка, а опорой.

 

Вверх

Адреса и телефоны

Адреса:  г.Екатеринбург, ул. Бардина, 28, оф. 232 (Дом Науки и Техники); ул, Луначарского, 77, оф. 42

Телефон:  (343) 243-16-21, 8-912-65-60-305, 8-912-65-60-304, 8-912-65-60-301, 8-912-65-60-302

E-mail: [email protected]

ICQ:  
627-077-887 (Бардина)

ICQ:  
631-790-334 (Луначарского)

© 2007 Информационно психологический центр «БЕЛЫЙ СЛОН»

Сумма Технологий сопровождение сайта