Актуальность: современные учебные программы - это огромный объем информации и минимум времени на ее усвоение. Часто школьникам бывает сложно справиться с таким объемом информации. Времени хватает только на механическое прочтение, усвоить смысл прочитанного не всегда удается. Основная часть учебной информации обычно представлена в виде текста. Начиная со средней школы, ученики получают много заданий по написанию и устной подготовке рефератов и докладов. Нужную литературу иногда можно найти только в читальных залах, где приходится тратить много времени на ее прочтение. Рациональная работа с информацией (книгой, учебником или научной литературой) становится насущной необходимостью для тех ребят, кто настроен на собственное развитие и образование. Школьное и вузовское обучение, в основном, ориентировано на самостоятельное восприятие новых знаний.
Программа «Динамическое чтение» позволяет сформировать осознанное отношение к акту чтения, развить способности комбинационного мышления, умение сопоставлять события, ориентироваться в информации, легко ее запоминать и воспроизводить. Уже в процессе прохождения программы ребята изучат техники рационального чтения, что, несомненно, будет иметь положительный результат в школьном обучении.
Цель - создание условий для освоения алгоритма рационального чтения; повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи программы включают обучение следующим навыкам:
- Выявление смысла текста. Понимание текста.
- Развитие памяти и внимания.
- Расширение поля зрения при чтении текста.
- Развитие логики.
- Преодоление вербализации.
- Анализ структуры текста.
- Фоточтение.
На первом занятии осуществляется тестирование особенностей познавательной сферы каждого участника программы с помощью следующих методик: Темпинг-тест; Фигуры Готшильда; Тест вербального интеллекта Г.Айзенка. Также производится диагностика скорости чтения и полноты восприятия информации. На последнем занятии блока диагностическая процедура повторяется и участники могут наглядно оценить достигнутые результаты.
Необходимо отметить, что задания и дидактический материал в программе «Динамическое чтение» не дублируют школьные учебники по русскому языку и литературе. Уровень сложности заданий программы возрастает по мере освоения тех или иных тем. Основная масса заданий - разработки лингвистов для поступающих в вузы и материалы ЕГЭ прошлых лет. Работа с заданиями для абитуриентов позволяет ребятам соотнести свои актуальные возможности с необходимым уровнем знаний, повышает самооценку, помогает увидеть структуру предмета как науки, области исследований.
Предполагаемый результат:
- повышение скорости чтения и усвоения информации;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Структура занятия:
- Разминка. Активизация деятельности полушарий головного мозга, задания на регуляцию и контроль, настрой на занятие. 15 минут.
- Основная тема: актуализация, анализ, практическое освоение (игры, задания) 20-30 минут.
- Развитие познавательных функций (мышление, внимание, память) 15-20 минут.
- Подвижная/интеллектуальная игра 7-10 минут.
- Знакомство с темой следующего занятия. 10-15 мин.
- Отработка и закрепления ранее освоенных навыков (постепенная автоматизация) 10 мин.
- Повторение темы занятия: формулировка и выполнение практических заданий. 10-15 минут.
Продолжительность: 3 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Календарь программ на 2012 - 2013 гг.
Другие программы для данного возраста:
|