Актуальность: уже давно не вызывают удивление люди, тренирующие мышцы и накачивающие тело в спортивных залах. Следить за здоровьем и за своей физической формой стало нормой. Тренажеры снабжаются различными датчиками, которые определяют пульс, давление, фиксируют работу сердечной мышцы. Люди привыкли к тому, что за телом нужно не только ухаживать, но и постоянно «нагружать» работой. Иначе мышцы станут некрепкими, потеряют тонус и красоту.
Редко кто задумывается о том, что мозг тоже требует тренировки. Ведь в обычной жизни мозг человека привыкает к стандартным привычным для него операциям. К примеру, от школьного учителя, замечательно преподающего алгебру и геометрию, обожающего решать кроссворды и логические задачи, сложно ждать акварельных рисунков или сочинения лирических стихов. И только, следуя собственным желаниям, можно попробовать развить другие части мозга, отвечающие за творчество, проявление фантазии и воображение.
С другой стороны, постоянная эмоциональная усталость, обилие информации, городской шум негативно воздействуют на такие психические процессы как память и внимание. Сейчас больше молодых людей жалуются на проблемы с запоминанием текстов, чем это было 10 лет назад. В школах мало кого обучали специальным приемам запоминания. Поэтому единственная возможность тренировать память - заставлять себя запоминать любую информацию, не надеяться на современные телефоны и другие «гаджеты», наделенные функцией сохранения даже дат дней рождения и других значимых событий, которые очень полезно хотя бы короткое время удерживать в голове.
Еще есть один недостаток школьных программ, который потом всю взрослую жизнь отражается на действиях, принятиях решений и возможности общаться с окружающими. Это - недостаточно развиваемые виды мышления. Среди множества существующих видов мышления в детском саду у ребенка развивается только наглядно-образное. Школьная программа занимается, в основном, тренировкой логического мышления. Мало кто знает, что существуют еще различные типы мышления (системное, функциональное, диалектическое и др.), которые могут требоваться для решения задач разной сложности. Если владеть этими видами мышления, результативность деятельности повышается в несколько раз. Новые способы мышления могут дать положительный результат не только в интеллектуальной деятельности, но и в установлении контактов, при выборе профессии и т.д.
О программе: исходя из вышесказанного, нейропсихологами и психологами центра «Белый Слон» была создана программа для младших и старших подростков «Фитнес для ума», которая позволит расширить возможности для тренировки мозговых функций, создать своеобразный резерв ресурсов мозга не только при выполнении привычной работы (к примеру, домашних заданий), но и при освоении новой деятельности (участие в олимпиадах, решение задач повышенной сложности, принятие участия в творческих конкурсах). На занятиях по программе «Фитнес для ума» повышается уровень стрессоустойчивости, адаптивности, укрепляются межполушарные взаимодействия.
Цель программы: создание условий для активизации всех мыслительных процессов.
Задачи:
- Повышение уровня внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключаемость).
- Тренировка всех видов памяти (кратковременной и долговременной, образной, зрительной, слуховой).
- Знакомство с основными техниками запоминания и формирование навыка их использования.
- Развитие всех видов мышления через практические упражнения и задания.
- Развитие и укрепление речевых навыков.
- Повышение уровня стрессоустойчивости и саморегуляции.
- Повышение уверенности в себе.
Структура занятия:
- Интеллектуальная разминка.
- Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, кинезиологические упражнения.
- Блок «Внимание» (упражнения, тренирующие различные виды внимания).
- Блок «Память» (тренировка, изучение новых приемов).
- Блок «Мышление» (игры и задания на развитие разных видов мышления).
- Настольные игры, развивающие все мыслительные процессы.
- Подведение итогов занятия.
В результате программы:
- повысится уровень внимания, улучшится память;
- участники программы смогут использовать в повседневной жизни и учебе новые приемы запоминания;
- увеличится скорость решения мыслительных задач;
- увеличится словарный запас, речь станет более структурированной;
- повысится уровень стрессоустойчивости и саморегуляции.
Режим занятий: 2 часа 1 раз в неделю в течение 2 месяцев (всего 16 часов).
Календарь программ на 2011 - 2012 гг.
Другие программы для данного возраста:
|