Коррекционно - развивающая нейропсихологическая программа с элементами йоги для детей 4-6 лет
Уважаемые родители и коллеги!
Нейропсихологические программы в центре "Белый слон" разработаны и реализуются с 2004 года. Данная программа, как и другие нейрокоррекцинные программы, является компилятивной и опирается на работы Семенович А.В., которая в качестве одного из коррекционных инструментов выбирает элементы йоги. Методологически опираясь на "метод замещающего онтогенеза" Семенович А.В., мы также включаем в занятия упражнения из кинезиологического комплекса Сиротюк А.Л., психогимнастику Чистяковой М.И., элементы сказкотерапии, игровой и телесноориентированной терапии, элементы Хатха-йоги (асаны используются нами с опорой на работы Волкова О.А., Липеня А., что соответствует основным методическим принципам стандартизированных программ дошкольного и дополнительного образования). Естественно, в своих программах мы сохраняем название асан при работе с детьми дошкольного возраста, учитывая особенности их образного восприятия.
Прграммы имеют экспертную оценку зав. кафедрой психофизики и психофизиологии Уральского Государственного Университета им. Горького КПН Киселева С.Ю. и приняты к реализации научным советом кафедры нейропсихологии и психосоматики центра с 2004 года.
Центр не использует иных методик в своем нейрокоррекционном направлении и не нарушает прав их авторов. Мы приносим свои извинения за неумышленное использование термина "Нейройога" (как оказалось авторского) в рамках своих программ (с сентября по ноябрь 2010 года) и удаляем данный термин, чтобы не затрагивать авторские права. Мы получили благодарность за понимание от автора термина.
Актуальность: известно, что психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции (а это: память, внимание, мышление, речь) есть свои схемы развития, знание которых позволяет своевременно воздействовать на психическое развитие детей.
Психомоторное развитие ребенка является базой его психического развития. Именно двигательная активность ребенка в последующем будет являться стартовой площадкой для его когнитивного, социального и эмоционального развития. По мнению современных нейрофизиологов, для полноценного развития головного мозга ребенка необходима активная стимуляция его вестибулярного аппарата, взаимодействие левого и правого полушарий, развитая мелкая моторика и умение владеть собственным дыханием. Любое движение - основа здоровья. Современные дети двигаются недостаточно и мало бывают на свежем воздухе. Сложности протекания беременности и различные заболевания во время первого года жизни не способствуют развитию психически и физически здорового ребенка. Ребенку возраста 4 - 6 лет очень полезно кувыркаться, крутиться и двигаться. Но функция произвольности поведения пока очень слабая, дети пока не могут контролировать расход собственной энергии и успокаиваться тогда, когда силы уже на исходе. Поэтому обычные занятия физкультурой не всегда могут научить расслабляться самостоятельно и приостанавливать ненужный расход энергии. Современным детям, испытывающим огромные нагрузки даже в дошкольном возрасте, просто необходимо уметь самостоятельно снимать нервное напряжение и контролировать утомление организма.
Как научить ребенка «правильно» двигаться, давать организму только ту нагрузку, с которой он в состоянии справиться, знать специальные движения и упражнения, от которых улучшается самочувствие и приходят в гармоничное равновесие остальные системы организма? Как научить ребенка сознательно расслаблять самую напряженную группу мышц, при этом восстанавливая и позитивный эмоциональный настрой?
Детские нейропсихологи объединили в программе «Нейро-Ёжики» основные достижения нейропсихологии, как науки, за последние несколько лет с фундаментальными многовековыми традициями йогической практики. Очень важным является то, что любое несложное для ребенка по выполнению упражнение имеет глубокий смысл и направлено на развитие и укрепление одной из психических функций. Игровая форма взаимодействия ребят с тренером позволит снимать эмоционально-психическое напряжение и, одновременно, будет повышать двигательную активность, что так важно для детей 4 - 6 лет. Воздействие игры позитивно влияет на развитие мелкой и крупной моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма. Ребята будут выполнять различные упражнения, в результате которых смогут научиться управлять своими действиями и эмоциями, что будет просто необходимо в школе. По наблюдениям специалистов, те дошкольники, которые не путают «лево» и «право», которые активно осваивают пространственные характеристики (в программе «Нейро-Ёжики» этому также уделяется большое внимание), становятся успешными учениками.
Цель программы: создание условий для гармоничного психомоторного и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Развитие высших психических функций;
- Функциональная активация стволовых и подкорковых образований мозга;
- Стабилизация межполушарного взаимодействия;
- Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности.
Результатом программы является:
- Развитие навыков саморегуляции;
- Развитие памяти, внимания, мышления и речи;
- Обретение уверенности в себе;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Общее оздоровление организма.
В программу «Нейро-Ёжики» включены следующие виды упражнений:
-
Дыхательные упражнения - улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями.
- Глазодвигательные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие.
- Растяжки, суставная гимнастика - оптимизируют мышечный тонус (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц), придают равномерность психомоторному развитию.
- Асаны - расслабляют тело и снимают мышечные спазмы, укрепляют тело с помощью статической нагрузки.
- Упражнения по развитию мелкой моторики - помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.
- Упражнения на релаксацию - снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия.
- Дыхательные упражнения.
- Глазодвигательные упражнения.
- Телесные упражнения - растяжки, суставная гимнастика.
- Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
- Упражнения для развития общей моторики, асаны.
- Релаксация.
- Прощание.
Программа состоит из 24 групповых занятий по 1 часу (всего - 3 месяца).
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Состав группы: 5 - 7 человек.
Календарь программ на 2012 - 2013 гг.
Другие программы для данного возраста:
|