Актуальность: в современном обществе в последние годы институт семьи постепенно теряет свою значимость - люди подолгу живут в гражданских браках, где ответственность и обязанности мужчин и женщин перестают быть связующими их элементами. Появились «браки выходного дня», в которых партнеры просто отвыкают от привычки делать все бытовые дела сообща, дети имеют возможность общаться с обоими родителями только один раз в неделю. Семья теряет своё значение и в социальном смысле. Женщины, состоятельные финансово, уже не особо нуждаются в мужчинах для получения поддержки и опоры.
Но всегда нужно помнить о том, что ребенок нуждается в двух родителях. Дети в любых сложных ситуациях ждут одинаковой поддержки от обоих родителей, надеясь на понимание мамы и папы. И радоваться собственным успехам они тоже хотят вместе со своими родителями.
Для того, чтобы ребенок рос и развивался гармонично, он должен расти в обстановке доверия, дружбы и эмоционального тепла, которую может дать только любящая семья. Семьи, в которых есть семейные традиции, которые обсуждают сообща возникающие проблемы, дают ребенку уверенность и чувство защищенности. Дети из семей, где родители с удовольствием проводят выходные дни вместе с детьми, придумывают различные праздники, поощряют ребенка в самовыражении, ориентируются на моральные ценности семьи, хранят её устои и уважают своих близких. Замечательно, если семья проводит свободное время вместе: все вместе готовят обед или делают уборку, вместе рисуют или вышивают, придумывают истории или играют в подвижные игры. Дети, выросшие в такой семье, обязательно будут чувствовать себя счастливыми. Ведь ребенок может быть счастлив только тогда, когда счастливы его родители, когда они вместе и улыбаются друг другу, когда папа и мама смотрят на него с одобрением и удовольствием.
Центр «Белый Слон» предлагает абсолютно новую и уникальную программу, направленную на укрепление семейных отношений детей и их родителей, на установление крепких связей внутри семьи, на обретение гармонии между всеми членами семьи. Многие современные семьи, даже очень желая сохранить теплые и доверительные отношения, научиться проявлять свою любовь в творчестве, просто не знают, где они могут расширить диапазон «внутрисемейных взаимоотношений». Им хочется привнести в жизнь детей и в собственную жизнь что-то новое, связанное с творчеством, с возможностью проявлять фантазию и развивать творческий потенциал не только у ребенка, но и свой собственный. Поэтому, программа «Семейный театр» - один из возможных путей укрепления отношений в современной семье с использованием средств театральной педагогики, игровых педагогических и психологических технологий.
Под «Семейным театром» в культурной традиции русского и европейского воспитания обычно понимают любительский театр, часто создаваемый силами одной или нескольких семей для проведения совместного досуга. Это могут быть спектакли взрослых для детей, спектакли с участием детей для показа близким друзьям и родственникам. Театр может быть разный: кукольный, вертепный, драматический, импровизационный. Ведь не случайно в последние годы стало очень популярным проводить семейные праздники, новогодние балы в стиле 18 - 19 веков. Обществу перестало хватать той культуры, которая существует сейчас. Атмосфера семейных театров замечательна тем, что она обогащает духовный мир ребенка и помогает ему становиться воспитанным, уверенным в себе и культурным человеком.
Замечательно, что в процессе театральной постановки авторитет родителя не подавляет ребенка, так как оба они являются артистами, и их статус равноценен. Театр дает возможность увидеть детям родителей, а родителям детей в новом неожиданном ракурсе, с абсолютно другой стороны, что всегда способствует улучшению и гармоничному развитию семейных отношений детей и их родителей. Ведь в семьях, где все участники увлечены общим хобби или занятием, кризисы семейной жизни проживаются гораздо легче. В таких семьях детям не бывает «скучно», а у родителей нет желания ссориться. Особенно здорово, если папа также принимает участие в театральных постановках, пусть не сразу самое активное. Зато он многое может увидеть со стороны и показать своим детям, что они ему интересны и небезразличны. Часто бывает, что похвала отца для многих детей бывает очень значима только потому, что у пап обычно нет времени «прожить» успехи сына или дочери.
С каждой театральной игры семья оставляет на память фото и видео материалы, самодельные куклы, детали костюмов и декораций. Наличие таких материалов в семейном архиве поможет вновь пережить моменты совместной творческой радости.
Кроме того, театр - искусство коллективное. Для достижения результата необходима слаженная деятельность всех его участников: артистов, режиссера, костюмеров, художников, декораторов. Это ценно для развития навыков общения и сплочения семьи. Побывав во многих ролях (от артиста до осветителя), ребенок, а равно и взрослый, не только приобщится к театральной культуре, но и почувствует свою значимость и ответственность в любой профессиональной роли. Это поможет перенести эти качества на свои семейные роли: матери, отца, сестры, сына. Любой постановочный процесс помогает в формировании самостоятельного поведения, умений принимать собственные решения и нести за них ответственность у детей.
В семейном театре используется методика коллективного создания сценария, по которому ставится спектакль, что наиболее эффективно позволяет раскрыть устремления детей и перевести их в творческую плоскость, а также помогает участникам театра лучше слышать и понимать друг друга. Во время работы над спектаклем родители и дети учатся договариваться между собой, относиться с уважением к мнению друг друга, адекватно высказывать собственное видение того или иного момента. Обретенные навыки общения участники чудесным образом переносят в ситуации обычной жизни.
Каждый образ, создаваемый ребенком в театре, проживается им как собственный опыт, что способствует его личностному развитию, разрешению внутренних противоречий и проблем. У детей повышается уверенность в себе, пропадают стеснение и тревожность, они становятся более открытыми в общении.
Также стоит отметить, что семейный театр является положительной альтернативой потребительскому семейному досугу (походам в развлекательные и торговые центры), а также может стать школой для проведения семейных праздников от создания сценария до воплощения. Научившись ставить семейные спектакли, родители и ребята потом могут превращать любые семейные праздники в замечательные театральные сюжетные постановки.
Цель программы: укрепление, развитие и гармонизация семейных отношений в процессе творческого созидания и общения.
Задачи программы:
- укрепление детско-родительских и семейных отношений в процессе сотворчества;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков сотрудничества и умения работать в команде на достижение общей цели;
- развитие творческой активности и эмоциональности взрослых и детей;
- развитие активной речи, знакомство с основами актерского мастерства;
- реализация личных потребностей детей в творческом самовыражении;
- знакомство с основами драматургии и с различными формами театра (теневой, кукольный, марионеточный и живой игровой);
- создание декораций, бутафории, кукол, работа с различными материалами;
- поиск собственного образа, работа с гримом, костюмами, пластикой.
В результате программы:
- укрепляются и гармонизируются семейные отношения, отношения между родителями и детьми становятся более близкими и доверительными;
- развиваются коммуникативные навыки детей и взрослых;
- развивается личность ребенка через театральные постановки и прикладное творчество, повышается его уверенность в себе и в собственных силах.
Составляющие программы:
1. Театрально - постановочная часть:
- сценарная (создание оригинальных авторских сюжетов для воплощения в театральном жанре);
- театрально-развивающая (этюды, упражнения, знакомство с мировой театральной культурой);
- репетиционно-постановочный процесс (репетиции, подготовка и показ мини-спектаклей).
2. Психолого - педагогическая часть:
- игровое взаимодействие родителей и детей через творческие, подвижные, коммуникативные игры, игры из детства родителей. Это сближает детей и родителей, семьи между собой и готовит к творческому взаимодействию на сценической площадке;
- совместное изготовление кукол, элементов костюма, реквизита;
- создание мини-театрального музея: афиш, альбомов воспоминаний для каждой семьи, выставок и др.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Ведущие программы: театральный педагог, педагог дополнительного образования.
Продолжительность: 9 месяцев.
Календарь программ на 2012 - 2013 гг.
Другие программы для данного возраста:
|