Программа интеллектуально-психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ
Единый Государственный Экзамен сегодня - это непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, ставшее обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность.
Форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне зависимости от привычных схем, чувствительность к смысловым нюансам, умение интуитивно определить верное направление решения или ответ, а также владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Выбор стратегии зависит от уровня притязаний и осознания своих реальных возможностей в рамках данного учебного предмета. Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени на экзамене. Психологическая готовность к ЕГЭ включает в себя разработку и апробацию индивидуальной стратегии деятельности в подготовке и сдаче экзамена, учитывающую уникальные особенности психики, мышления и уровень притязаний учащегося.
Как правило, к старшим классам у каждого ученика уже складывается свой особый стиль учебной деятельности, основанный на уникальных особенностях памяти, мышления, работоспособности. Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.
В целом, интеллектуально-психологическая готовность выпускника к ЕГЭ определяется следующим набором навыков и качеств:
- Системное знание школьного курса;
- Умение анализировать учебные задания различного типа, преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания;
- Знание и использование присущих ученику особенностей восприятия, запоминания, структурирования информации;
- Навык планирования деятельности, эффективного распределения времени, самоорганизация;
- Умение снять излишнее напряжение;
- Владение приемами концентрации внимания и активизации мыслительной деятельности.
Предполагаемый результат программы «ЕГЭ+» - разработка индивидуальной стратегии для эффективной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ.
Программа "ЕГЭ+" состоит из 3-х блоков: "Секреты успеха", "ГрамматикУМ", "МатематикУМ"
Вы можете пройти комплексную программу, либо выбрать необходимые Вам блоки!

Блок 1. Секреты успеха
Тренинговая программа, направленная на разработку стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей участника, формирование навыка планирования, распределения времени, увеличение объема памяти, скорости восприятия, концентрации внимания.
Учебно-тематический план блока "Секреты успеха":
№
|
Тема
|
Содержание
|
1
|
Постановка целей относительно сдачи ЕГЭ |
Формулирование индивидуальной системы целей и задач, мотивация на успех
|
2
|
Исследование собственных ресурсов
|
Тесты на работоспособность, ориентацию во времени, скорость физических и мыслительных реакций, определение ведущего полушария
|
3
|
Внимание и восприятие, выделение сути задания
|
Мини-лекция «Внимание и восприятие», знакомство с техниками концентрации и внимания, работа с текстами и устными сообщениями
|
4
|
Основы системного анализа
|
Упражнения на развитие логического мышления, работа с системой понятий
|
5
|
Анализ смысловой структуры задания
|
Выполнение различных типов заданий, составление схем вопросов и вариантов ответов
|
6
|
Тайм-менеджмент
|
Секреты планирования времени, составление расписания и планов
|
7
|
Стресс и стрессоустойчивость
|
Мини-лекция «Стресс», моделирование и преодоление стрессовых ситуаций
|
8
|
Интуиция на экзамене
|
Выполнение заданий с помощью интуиции, упражнения на развитие интуиции
|
9
|
Формирование индивидуальной стратегии сдачи ЕГЭ
|
Формулировка основных этапов стратегии с учетом индивидуальных особенностей
|
10
|
Подведение итогов
|
Корректировка изначальных целей и установок, создание памятки по сдаче ЕГЭ для будущих поколений
|
Продолжительность: 2 месяца

Блок 2. ГрамматикУМ
1 ступень: интенсивный курс повышения орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие "языкового чутья".
№
|
Тема
|
Вводное занятие
|
- Диагностика орфографической и пунктуационной грамотности каждого участника программы
|
Основной курс
|
На основании результатов диагностики разрабатывается особая форма программы по повышению грамотности с учетом интересов каждого участника.
Структура занятия:
- Упражнения на развитие и активизацию познавательных процессов :память, внимание, мышление.
- Исследование основ языкознания: стили речи, фигуры речи, фонетический, фонематический и пунктуационный анализ;
- Упражнения на отработку грамотного написания орфограмм с активизацией всех модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической)
|
Завершающее занятие
|
Итоговая диагностика орфографической и пунктуационной грамотности каждого участника.
Определение индивидуальной стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ по русскому языку.
|
Продолжительность: 2 месяца
2 ступень: интенсивный курс работы с текстом: анализ, построение аргументации, стилистические особенности и оформление сочинения, изложения.
№
|
Тема
|
1
|
- Техника написания сочинения на заданную тему. Специфика сочинения в блоке «С»
|
2
|
Анализ текста. Стилевые особенности
|
3
|
Поиск и формулировка смысла текста
|
4
|
Выявление и осмысление позиции автора
|
5
|
Построение системы аргументов по проблематике текста
|
6
|
Пунктуация: оформление цитат, прямой речи, сложных предложений
|
7
|
Средства языковой выразительности
|
На протяжении всего курса
|
8
|
Приёмы творческого мышления
|
9
|
Умение видеть и исправлять ошибки
|
Продолжительность: 1,5 месяца

Блок 3. МатематикУМ
Интенсивный курс систематизации математического знания: понимание базовых законов математики, умение действовать в соответствии с ними при решении сложных задач.
№
|
Тема
|
Вводное занятие
|
- Диагностика уровня математических знаний, определение целей каждого участника.
|
Основной курс
|
На основании результатов диагностики разрабатывается особая форма программы по систематизации математических знаний:
- Знакомство с базовыми законами математики;
- Упражнения на структурирование мышления;
- Восстановление вычислительного навыка;
- Понимание основных математических формул и возможностей их применения;
- Отработка уверенного выполнения заданий блоков А и В;
- Навыки планирования времени;
- Работа по системе творческих заданий блока «С»;
- Повышение уверенности в собственных силах, настрой на успех.
|
Завершающее занятие
|
Итоговая диагностика уровня математических знаний.
|
Продолжительность: 2 месяца.
Успешная сдача ЕГЭ - твой шаг в будущее!!!
Ведущие: Зайнулова Д.А., Шипилова Н.Т.
Календарь программ
Другие программы для возраста 15-17 лет:
|